Материал подготовлен: Зульфией Абзаловой, ведущим экспертом департамента бухгалтерских услуг «Бейкер Тилли»

I. Актуальные разъяснения законодательства

НДС

Отсутствие счетов-фактур облагается штрафом в 10 тыс. рублей не зависимо от количества отсутствующих документов.

Минфин в письме от 14.10.2019 указал на то, что отсутствие счетов-фактур вне зависимости от их количества, в течение одного налогового периода (и оно не привело к занижению налоговой базы), влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей.

При этом Минфин ссылается на абзац третий пункта 3 статьи 120 НК, где под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года).

Основание: Письмо Минфина от 14.10.2019 № 03-02-07/1/79228

При расторжении сделки учтенной при расчете выручки в прошлом периоде вернуться к освобождению от НДС нельзя.

В Письме от 18.10.2019 Минфин сообщает, что в случае превышения критерия выручки, установленного пунктом 5 статьи 145 Кодекса, налогоплательщик утрачивает право на освобождение от исчисления и уплаты НДС на период с 1-го числа месяца, в котором имело место превышение, до окончания срока освобождения.

Напомним что в ст. 145 НК РФ, сказано, что организации и индивидуальные предприниматели, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, имеют право на освобождение от исчисления и уплаты НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

В случае же если сделка, выручка по которой учитывалась в течение периода использования права на освобождение, была расторгнута (в том числе в судебном порядке) досрочно восстановить право на освобождение не разрешается.

Основание: Письмо Минфина от 18.10.2019 № 03-07-14/80174

Налог на имущество

Субъекты Российской Федерации будут самостоятельно решать, платить ли налог на имущество по кадастровой стоимости объектов из нового списка.

Поправки к правилам уплаты налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости вступают в силу с 01 января 2020 года. Письмом от 03.10.2019 Минфин вносит разъяснения в подпункт 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»). В указанном пункте перечислены объекты налоговая база, по которым определяется как кадастровая стоимость.

Из разъяснений следует, что регионы будут самостоятельно решать, платить ли налог на имущество по объектам из нового перечня исходя из кадастровой стоимости.

Основание: Письмо Минфина от 13.10.2019 № БС-4-21/20087@

Подготовлены новые контрольные соотношения по декларации по налогу на имущество организаций.

ФНС подготовила контрольные соотношения, по которым организации смогут проверить декларацию по налогу на имущество. Исключены все показатели, которые относятся к расчету авансового платежа. Для раздела 1 появились соотношения, которые позволяют определить, верно ли указаны ОКТМО или КБК.

Напоминаем, что с отчетности за 2019 год декларацию по налогу на имущество нужно будет сдавать по новой форме.

Основание: Письмо ФНС России от 15.11.2019 № БС-4-21/23253@

Транспортный и земельный налоги

Об оформлении заявления о льготе по объектам с разными КПП.

Для получения льгот по объектам (земельные участки или транспорт) местоположение которых имеет разный КПП, нужно будет подавать отдельные заявления, которые сгруппированные по одинаковым КПП. Каждое заявление включает титульный лист и листы с информацией о льготных объектах. Разъяснение дала ФНС в письме от 07.11.2019.

Основание: Письмо ФНС России от 07.11.2019 № БС-4-21/22665@

Контролируемые сделки

Новая форма уведомления о контролируемых сделках

Приказом ФНС России от 26.07.2019обновлена форма уведомления о контролируемых сделках. Форма вступит в силу 26 ноября, и должна будет применяться с отчетности за 2019 год. Технические изменения в новой форме учитывают прошлогодние поправки о контролируемых сделках.

Поправки изменили некоторые признаки, по которым сделки относят к контролируемым.

Данные признаки отмечают в поле 3.3 раздела 1А. Код 131 нужно будет отметить, если сделка является контролируемой из-за того, что контрагенты применяют разные ставки по налогу на прибыль к прибыли от деятельности в рамках такой сделки. По действующему порядку заполнения данным кодом обозначают ситуации, когда сумма доходов по сделкам превысила суммовой порог для признания сделки контролируемой.

Основание: Приказ ФНС России от 26.07.2019 N ММВ-7-13/380@.

II. Законодательные инициативы

Изменен список объектов, с которых организации платят налог по кадастровой стоимости

Известно, что Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ был расширен список объектов, по которым нужно будет платить налог на имущество по кадастровой стоимости. Подпункт 4 пункта 1 статьи 378.2 «Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества» НК РФ был дополнен абзацем:

«4) иные объекты недвижимого имущества, признаваемые объектами налогообложения в соответствии с главой 32 настоящего Кодекса, не предусмотренные в подпунктах 1 - 3 настоящего пункта».

Фактически список становился открытым, так как в него включат «иные здания, строения, сооружения, помещения».

Данное изменение вызвало волну обсуждений в среде бизнес сообщества, поскольку с 2020 года значительно увеличивается налоговая нагрузка по налогу на имущество.

Потом были опубликованы разъяснения о том, что законодатель имел в виду не всю недвижимость, а только те объекты, которые у физических лиц облагаются налогом на имущество по кадастровой стоимости (Письмо Минфина России от 10.10.2019 № 03-05-05-01/77851).

Теперь же в Проекте Федерального закона N 612810-7 внесена поправка в НК РФ, которая корректирует список объектов, облагаемых налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости.

Теперь он выглядит следующим образом:

  • жилые помещения;

  • объекты незавершенного строительства;

  • гаражи;

  • машино-места;

  • жилые строения, садовые дома, хозстроения и сооружения, которые расположены на участках для личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или ИЖС.

Проект не отменяет поправок, внесенных Федеральным законом № 325-ФЗ, однако в случае его принятия он будет более поздним документом и ранее внесенные изменения действовать не должны.

Напомним что конкретный перечень объектов, которые должны облагаться налогом по кадастровой стоимости, должны установить регионы (Письмо Минфина от 13.10.2019 № БС-4-21/20087@).

Основание: Проект Федерального закона № 612810-7.

Принцип неизменности условий налогообложения при ведении инвестиционной деятельности предлагается закрепить в НК РФ

Законопроектом № 828239-7 в ст.5 НК РФ вносится общее дополнение, которое устанавливает отсрочку вступления в силу положений актов законодательства о налогах и сборах, ухудшающих условия ведения финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков.

Акты, которые предусматривают увеличение налоговых ставок и (или) отмену пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, транспортному и земельному налогам, уплачиваемым организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, вступают в силу не ранее чем по истечении трех лет со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Законопроектом также вводится новая категория налогоплательщиков - участники соглашений о защите и поощрении капиталовложений. Такой статус приобретается организацией при включении их в соответствующий реестр.

Для данной категории устанавливаются дополнительные ограничения, о неприменении актов по налогам и сборам, приводящие к изменению режима налогообложения, действующего на момент заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений.

Также законопроектом вносятся уточнения в особенности применения льготной налоговой ставки по налогу на прибыль к налоговой базе, определяемой налогоплательщиками - резидентами ОСЭР и резидентами свободного порта Владивосток, в соответствии со статьей 284.3 НК РФ.

Основание: Проект Федерального закона № 828239-7.

III. Правоприменительная практика

О признании недействительным решения налогового органа по корректировке вычета НДС при предоставлении покупателю премии за достижение определенного объема закупок.

Налоговая инспекция по результатам выездной налоговой проверки приняла решение о доначислении налогоплательщику НДС на сумму более 50 млн. рублей в связи с необоснованным принятием к вычету налогоплательщиком сумм НДС по товару, за закупку которого по итогам отчетного периода получила премию от поставщика.

Премия была предусмотрена дополнительными соглашениями к договору поставки в виде кредит-ноты на последний день отчетного периода на основании письменного расчета, которым стороны подтверждают сумму закупленной продукции и размер причитающейся премии. В соглашениях указано, что премия является самостоятельным вознаграждением, не приводящим к изменению цены единицы закупаемой продукции. Предоставление премии не требует исправления или переоформления товаросопроводительных документов. Премия не является объектом налогообложения (не облагается) НДС.

Точку в данном споре 13 ноября 2019 поставила Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ, согласившись с доводами и позицией налогоплательщика, отменив постановление суда кассационной инстанции и оставив в силе судебные акты нижестоящих судов. Решение налогового органа признано недействительным.

Основание: Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 14.11.2019 N 305-ЭС19-14421 по делу N А41-76253/2018.

Выкупная цена предмета лизинга списывается только через амортизацию.

Налогоплательщик оплачивал лизинговые платежи, в состав которых входила и выкупная стоимость предмета лизинга. Лизинговые платежи организация учитывала в составе прочих расходов. В ходе выездной проверки налоговая инспекция пришла к выводу, что выкупная цена должна формировать первоначальную стоимость объекта и потом списываться через амортизацию. Суды согласились с таким подходом.

Основание: Постановление АС Московского округа от 08.10.2019 по делу N А40-72107/2018.

Момент ввода объекта в эксплуатацию объекта не имеет значения при расчете трехлетнего срока на вычет НДС

Организация заключила договор с подрядчиком на выполнение работ по возведению фундамента и укреплению откосов комплекса. Работы были приняты и оплачены, выставленные счета-фактуры были приняты к учету. Объект же был введен в эксплуатацию лишь спустя четыре года. Налогоплательщик отразил вычет НДС по выполненным работам с вводом в эксплуатацию объекта и отразил его в декларации. Налоговая инспекция с такой позицией не согласилась, суды поддержали проверяющих.

По мнению судов, налогоплательщик мог отражать в отчетности вычеты НДС по мере подписания актов приемки выполненных работ, поступления счетов-фактур и оформления первичных документов, поскольку вычет налога связан с принятием товаров, работ или услуг на учет.

Основание: Постановление АС Северо-Западного округа от 31.10.2019 по делу N А52-100/2019.

IV. Прочее

Разработан электронный формат документа приемки (или расхождений при приемке) материальных ценностей.

Приказом ФНС вступившим в силу 24.11.2019 утвержден электронный формат представления документа о приемке материальных ценностей и расхождениях, выявленных при их приемке.

Утвержденный формат может применяться также:

  • для составления документа о расхождениях при приемке результатов выполненных работ (при документировании факта оказания услуг или при получении имущественных прав),

  • для оформления расхождений, в части сведений о номерах средств идентификации товаров без расхождений с сопроводительными документами по наименованию и (или) количеству, и (или) качеству, и (или) без ценовых отклонений.

Основание: Приказ ФНС России от 27.08.2019 N ММВ-7-15/423@.