Автор: Фимина Н., эксперт журнала

Журнал "Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение" № 11/2019

В соответствии с ч. 1 ст. 89 УИК РФ осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения. В некоторых случаях осужденным могут предоставляться длительные свидания с проживанием вне исправительного учреждения продолжительностью пять суток.

Порядок предоставления осужденным свиданий урегулирован Приказом Минюста РФ от 16.12.2016 № 295, которым утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее – Правила № 295).

Чаще всего длительные свидания предоставляются на территории исправительного учреждения (п. 69 Правил № 295). На период длительных свиданий осужденные могут пользоваться одеждой, бельем и обувью, принесенными родственниками (п. 76). На длительные свидания разрешается проносить продукты питания (за исключением всех видов алкогольной продукции и пива), а также вещи, не относящиеся к категории запрещенных (п. 81).

Нормативы обеспеченности комнатами для длительных свиданий в исправительном учреждении приведены в Приказе Минюста РФ от 02.06.2003 № 130-ДСП «Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации».

Долгое время считалось, что данные нормативы распространяются в том числе на исправительные учреждения, здания которых были построены до 2003 года (см., например, решения Заволжского районного суда г. Ульяновска от 11.09.2014 по делу № 2-3692/2014, Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 11.08.2015 по делу № 2-1593/2015 и др.). Однако в ближайшее время данная точка зрения может быть пересмотрена. В Определении ВС РФ от 19.02.2019 № 91-КГ18-9 при рассмотрении дела о несоблюдении нормативов обеспеченности комнатами для длительных свиданий было указано, что само по себе недостаточное количество таких комнат в исправительном учреждении не может достоверно свидетельствовать о том, что права осужденных на предоставление длительных свиданий были нарушены. Данным подходом могут начать руководствоваться и нижестоящие судебные инстанции.

Оборудование комнаты для длительных свиданий.

Ответ на вопрос, как должны быть оборудованы комнаты для длительных свиданий, содержится в Приказе ФСИН РФ от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы».

Длительные свидания осужденным предоставляются с правом проживания (с супругой (супругом), родственниками). Поэтому минимальные требования состоят в наличии двух кроватей, двух тумбочек, обеденного стола, двух-трех стульев, настенного зеркала, шкафа или вешалки, настенных часов, репродуктора, прибора для воды и др.

Материалы проверок подтверждают, что недостаточное обеспечение мебелью и инвентарем является основанием для фиксации нарушения норм законодательства (см., например, материалы, размещенные на официальном сайте УФСИН по Самарской области (63.fsin.su): «Новости Прокуратуры» – «23.04.2014. В исправительных учреждениях допускаются многочисленные нарушения при предоставлении осужденным свиданий, выдаче передач и посылок»).

Дополнительно в Приказе ФСИН РФ от 30.03.2005 № 214 «Об утверждении правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний» в отношении оборудования комнат для длительных свиданий указано, что:

  • в общем коридоре комнат для длительных свиданий устанавливается телефон местной связи, а в самих комнатах – дополнительно кнопки тревожной сигнализации для вызова оперативного дежурного по учреждению (п. 4.1.5);

  • помещения комнат для длительных свиданий оборудуются запасными эвакуационными выходами, расположенными в противоположной стороне от основного выхода, двери эвакуационных выходов блокируются звуковой и световой сигнализацией и оборудуются устройством для их открывания из помещения оперативного дежурного по учреждению (п. 4.1.6).

Однако практика показывает, что указанный перечень условий организации комнат для длительных свиданий не является исчерпывающим.

Так, по материалам одного из дел исправительному учреждению было вменено следующее нарушение. Прокурорская проверка показала, что комнаты для длительных свиданий в исправительном учреждении Смоленской области располагались в здании общежития отряда осужденных, не имели отдельного входа, отдельных санитарно-бытовых узлов и кухни. Таким образом, по мнению проверяющих, администрация исправительного учреждения не обеспечила надлежащий надзор за осужденными, находящимися на длительных свиданиях, и фактически создала условия для общения граждан с иными осужденными, содержащимися в общежитии отряда, поэтому нарушались режимные требования в колонии.

Суд поддержал прокурора, обязав выделить необходимые денежные средства для обеспечения изолированности комнат для длительных свиданий осужденных (см. Решение Десногорского городского суда Смоленской области от 23.09.2013 по делу № 2-432/2013).

Особенности учета.

Собственно реализация осужденным права на длительное свидание с родственниками и иными лицами не имеет учетных последствий.

В то же время законодательством не запрещено предоставление дополнительных услуг во время длительных свиданий (например, посуточная смена постельного белья и др.).

В действовавшем до 2017 года Приказе Минюста РФ от 03.11.2005 № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» было прямо сказано, что при проведении длительных свиданий исправительным учреждением могли предоставляться дополнительные услуги. Их оплата должна была производиться за счет собственных средств осужденных или лиц, прибывших на свидание.

В действующие в настоящее время Правила № 295 данный пункт не включен, что, на наш взгляд, не препятствует предоставлению дополнительных услуг исправительным учреждением, если это согласовано с учредителем в общем порядке.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что взимание платы собственно за проживание в комнатах для длительных свиданий законодательству не соответствует. На основании норм законодательства администрация исправительных учреждений обязана обеспечить реализацию права осужденных на длительные свидания, наличие в комнатах для длительных свиданий необходимых бытовых условий, имущества и оборудования. Поэтому расходы на оказание коммунальных услуг, выдачу заработной платы персоналу, проведение ремонтных работ и т. п. должны относиться к расходам бюджетной деятельности исправительного учреждения.

Если в ходе проверки деятельности учреждения будет установлено, что цена дополнительной услуги исходя из калькуляции складывается в том числе из расходов на оказание коммунальных услуг, амортизацию основных средств, проведение ремонтных работ в комнатах для длительных свиданий и т. п., контролеры могут зафиксировать нарушение (см., например, материалы прокурорских проверок, размещенные на официальном сайте Прокуратуры Сахалинской области (sakhalinprokur.ru): «Новости» – 7 августа 2013 года – «Прокурорская проверка выявила нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства при предоставлении осужденным длительных свиданий»).

Осужденный, его родственники, иные лица должны сами решать, оплачивать ли им дополнительные услуги. С точки зрения учета для исправительного учреждения это будут обычные платные услуги.

Доходы от оказания платных услуг необходимо отражать по статье аналитической группы подвида доходов 130 «Доходы от оказания платных услуг, компенсаций затрат» и подстатье 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ (п. 12.1.3 Порядка № 132н[1], п. 9.3.1 Порядка № 209н[2]).

При предоставлении длительных свиданий на территории исправительного учреждения осужденный, его родственники, иные лица вправе оплатить стоимость дополнительных услуг: пользование DVD-плеером, домашним кинотеатром, находящимися на балансе учреждения, в период длительного свидания, ежедневную замену постельных принадлежностей и полотенец. Плата вносится в кассу учреждения.

В учете будут сделаны следующие проводки:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Начислены доходы от оказания дополнительных услуг

130 1 205 31 567

130 1 401 10 131

Поступил доход от оказания платных услуг в кассу учреждения

000 1 201 34 510

17

130 1 205 31 667

Отражено внесение наличных денежных средств на счет

ХХХ 1 210 03 561

17

000 1 201 34 610

18

Налогообложение.

В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ лимиты бюджетных обязательств относятся к средствам целевого финансирования и не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Следовательно, расходы исправительного учреждения, произведенные за счет бюджетных средств, не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль (п. 49 ст. 270, п. 1 ст. 252 НК РФ).

В то же время согласно п. 3 ст. 161 БК РФ казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность, если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Выполнение работ (оказание услуг) казенным учреждением не облагается НДС (пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Также доходы казенных учреждений, полученные от оказания услуг (выполнения работ) за плату, не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций (пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Фактически на период длительных свиданий на территории исправительного учреждения родственникам осужденного (иным лицам, приехавшим на длительное свидание) предоставляются услуги проживания. Поэтому у практикующих специалистов может возникнуть вопрос о наличии или отсутствии необходимости применять специальный налоговый режим в рассматриваемой ситуации.

В соответствии с п. 2 ст. 346.26 НК РФ на уплату ЕНВД может переводиться, в частности, предпринимательская деятельность, связанная с оказанием услуг по временному размещению и проживанию в помещениях для временного размещения и проживания площадью не более 500 кв. м. Однако, как подчеркнуто в Письме Минфина РФ от 10.10.2008 № 03-11-05/244, деятельность учреждений уголовно-исполнительной системы, связанная с предоставлением осужденным гражданам и их родственникам на возмездной (безвозмездной) основе помещений для проведения краткосрочных и длительных свиданий, не относится к предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по временному размещению и проживанию в соответствии с п. 2 ст. 346.26 НК РФ. Она не может быть переведена на спецрежим в виде ЕНВД.

Аналогичного мнения придерживаются суды (см., например, Постановление ФАС ВВО от 01.09.2011 по делу № А39-3563/2010). 

[1] Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ, их структура и принципы назначения, утв. Приказом Минфина РФ от 08.06.2018 № 132н.

[2] Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н.