Автор: Галочкина А. Б., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

29 сентября 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ, который внес масштабные и весьма существенные изменения как ч. I, так и в ч. II НК РФ. Рассматриваемые новшества приняты в целях реализации отдельных положений Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 и Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.

О том, что непосредственно изменилось в нормах об администрировании налогов и сборов и когда новшества начинают применяться, – в предложенном материале.

Отчетность физических лиц через МФЦ

С 29 октября 2019 года действует новый п. 1.1, внесенный в ст. 21 НК РФ. Согласно новой норме налогоплательщики – физические лица вправе также представлять в налоговые органы документы (сведения) и получать от налоговых органов документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), в которых будет организована такая возможность. Но только в случаях, когда НК РФ предусмотрен данный вариант. Например, с 2020 года физические лица смогут представлять декларацию по форме 3-НДФЛ через МФЦ.

При представлении налогоплательщиком – физическим лицом документов (сведений) через МФЦ днем их представления считается дата их приема центром. При этом МФЦ выдаст расписку или иной документ, подтверждающий прием документов (сведений).

Соответствующие изменения внесены и в ст. 80 НК РФ.

Новая обязанность налогоплательщиков

С 1 января 2021 года налогоплательщики-организации обязаны направлять в налоговый орган по своему выбору сообщение о наличии у них транспортных средств и земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, в случае неполучения сообщения об исчисленной налоговым органом сумме транспортного и земельного налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими (ст. 23 НК РФ дополнена п. 2.2).

Права налоговых органов

С 1 апреля 2020 года у налоговых органов появится еще одно право – информировать налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов о наличии недоимки и задолженности по пеням, штрафам, процентам посредством СМС-сообщений и электронной почты, а также иными способами, не противоречащими законодательству РФ. Но делать это они смогут не чаще одного раза в квартал при условии получения согласия налогоплательщиков в письменной форме на такое информирование (п. 7 ст. 31 НК РФ)

Уплата и взыскание налогов и сборов

Новое основание исполнения обязанности по уплате налога

С 2020 года возникает дополнительное основание, по которому обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком (п. 3 ст. 45 НК РФ дополнен пп. 9): это происходит со дня предъявления налоговым агентом в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств в счет уплаты налога по результатам налоговой проверки в случае неправомерного неудержания (неполного удержания) соответствующих сумм налога налоговым агентом со счета налогового агента в банке. Обязательным условием также является наличие на счете достаточного денежного остатка на день платежа.

Единый налоговый платеж физического лица

С 2020 года единым налоговым платежом физического лица признаются денежные средства, добровольно перечисляемые в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства налогоплательщиком – физическим лицом в счет исполнения обязанности по уплате не только транспортного, земельного налогов и (или) налога на имущество физических лиц, но и НДФЛ в соответствии с п. 6 ст. 228 НК РФ (п. 1 ст. 45.1 НК РФ). В данном случае речь идет о НДФЛ, уплачиваемом на основании налогового уведомления до 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Изменился и порядок зачета единого налогового платежа (п. 5 ст. 45.1 НК РФ). Теперь зачет суммы единого налогового платежа физического лица будет осуществляться в счет предстоящих платежей налогоплательщика – физического лица по указанным налогам не позднее десяти дней со дня направления этому лицу налогового уведомления по таким налогам или со дня поступления единого платежа физического лица в бюджетную систему РФ после направления указанному лицу налогового уведомления, но не позднее установленных сроков уплаты таких налогов последовательно начиная с меньшей суммы налога, если иное не предусмотрено п. 6 ст. 45.1 НК РФ.

При этом налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику – физическому лицу о принятом решении о зачете суммы единого налогового платежа физического лица в течение пяти дней со дня его принятия.

Взыскание налогов и сборов

Изменения, внесенные в ст. 46 НК РФ, вступят в силу с 1 апреля 2020 года.

По общему правилу решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения данного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Теперь из него есть исключения, а именно решение о взыскании принимается, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию, превышает 3 000 руб., за исключением случая, приведенного далее.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате недоимки, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию, такая сумма недоимки превысила 3 000 руб., решение о взыскании принимается в течение двух месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы недоимки, подлежащей взысканию, такая сумма не превысила 3 000 руб., решение о взыскании принимается в течение двух месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Учет переплаты

Начиная с 1 января 2021 года при определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налогов, указанных в п. 3 ст. 13, п. 3 ст. 14 и п. 1 и 2 ст. 15 НК РФ, налоговым органом будут учитываться имеющиеся у налогоплательщика на дату формирования налогового уведомления суммы излишне уплаченных таких налогов и (или) пеней по таким налогам путем уменьшения суммы указанных налогов, подлежащих уплате, последовательно начиная с меньшей суммы, если до наступления такой даты налоговым органом не получено заявление налогоплательщика о зачете (возврате) указанных сумм излишне уплаченных налогов (п. 2 ст. 52 НК РФ). В данном случае речь идет об НДФЛ, о транспортном и земельном налогах, а также о налоге на имущество физических лиц.

Отсрочка по уплате налогов и сборов

С 1 апреля 2020 года ст. 63 НК РФ будет дополнена п. 1.1, согласно которому органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов по основанию, предусмотренному пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ – невозможность единовременной уплаты сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащих уплате по результатам налоговой проверки, являются:

  • при наличии условий, установленных абз. 15 п. 5.1 ст. 64 НК РФ, – налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) заинтересованного лица;

  • при наличии условий, установленных абз. 16 п. 5.1 ст. 64 НК РФ, – ФНС.

Одновременно с указанной даты вступят в силу новшества, внесенные в ст. 64 НК РФ. Так, проценты на сумму задолженности, если отсрочка предоставлена по основанию, установленному пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ, будут начисляться исходя из ставки, равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период рассрочки, если иное не предусмотрено правом ЕАЭС и законодательством РФ о таможенном регулировании в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС.

Утратит силу одно из условий для предоставления рассрочки по пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ, а именно то, чтосумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, установленная в результате проведения налоговым органом налоговой проверки, составляет не более 70% и не менее 30% по отношению к выручке от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) за год, предшествующий году вступления в силу решения по результатам соответствующей налоговой проверки.

При этом рассрочка по уплате налога в пределах срока, установленного абз. 2 п. 1 ст. 64 НК РФ – не более трех лет, по основанию, указанному в пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ, может быть предоставлена заинтересованному лицу на срок, не превышающий:

  • одного года – при сумме налогов, сборов, страховых взносов, пеней и (или) штрафов, подлежащих уплате по результатам налоговой проверки, составляющей менее 30% по отношению к выручке от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) за год, предшествующий году вступления в силу решения налогового органа по результатам такой проверки;

  • трех лет – при сумме налогов, сборов, страховых взносов, пеней и (или) штрафов, подлежащих уплате по результатам налоговой проверки, составляющей 30% и более по отношению к выручке от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) за год, предшествующий году вступления в силу решения по результатам такой проверки.

Требование об уплате налогов и сборов

По общему правилу требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

С 1 апреля 2020 года в случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 руб., у организации или индивидуального предпринимателя – 3 000 руб., требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки.

Обеспечительные меры

Информация об аресте имущества на сайте ФНС

С 1 апреля 2020 года вступят в силу изменения, внесенные в ст. 72 НК РФ (дополнена п. 4), согласно которым сведения о принятых налоговыми органами решениях о применении способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, установленных ст. 73 и 77 НК РФ (залог и арест имущества), и о решениях о принятии обеспечительных мер, предусмотренных пп. 1 п. 10 ст. 101 НК РФ (запрет об отчуждении имущества), а также об отмене либо о прекращении действия таких решений размещаются на официальном сайте ФНС с указанием имущества, в отношении которого вынесено соответствующее решение.

Указанные сведения будут размещаться в течение трех дней со дня принятия соответствующего решения налогового органа, но не ранее вступления в силу решения о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которого обеспечено запретом на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа в соответствии с п. 10 ст. 101 НК РФ.

Состав размещаемых сведений и порядок их размещения будут утверждены ФНС.

Кстати, с 1 апреля 2020 года сведения о принятых налоговым органом обеспечительных мерах и применении способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, предусмотренных НК РФ, не являются налоговой тайной (п. 1 ст. 102 НК РФ дополнен пп. 14).

Залог имущества

Также с 1 апреля 2020 года начнут действовать поправки в ст. 73 НК РФ, согласно которым в случае неуплаты в течение одного месяца задолженности по налогам (сборам, страховым взносам), указанной в решении о взыскании, исполнение которого обеспечено наложением ареста на имущество в соответствии с НК РФ, либо вступления в силу решения, предусмотренного п. 7 ст. 101 НК РФ, исполнение которого обеспечено запретом на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика (без согласия налогового органа, имущество, в отношении которого применен указанный в названном пункте способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (сборов, страховых взносов) или принята обеспечительная мера, признается находящимся в залоге у налогового органа на основании закона.

При этом указанный залог подлежит государственной регистрации и учету в установленном порядке. Последствия данного залога не распространяются на денежные средства на счетах, вкладах (депозитах), предназначенные для удовлетворения требований в соответствии с гражданским законодательством РФ, которые предшествуют исполнению обязанности по уплате налогов (сборов, страховых взносов).

Арест имущества

Значимые изменения внесены в ст. 77 НК РФ «Арест имущества», которые вступят в силу с 1 апреля 2020 года.

Согласно действующей редакции ст. 12.1 НК РФ по просьбе налогоплательщика-организации, в отношении которого было принято решение о наложении ареста на имущество, налоговый орган вправе заменить арест имущества на залог имущества в соответствии со ст. 73 НК РФ.

Новые правила расширяют варианты замены ареста имущества. Налоговый орган сможет принять решение о замене ареста имущества:

  • на банковскую гарантию, подтверждающую, что банк обязуется уплатить указанную в решении о взыскании налога, пеней и штрафов сумму недоимки, а также суммы соответствующих пеней и штрафов в случае неуплаты этих сумм принципалом в установленный налоговым органом срок, отвечающую требованиям, установленным ст. 74.1 НК РФ;

  • на залог имущества налогоплательщика-организации, оформленный в соответствии с п. 2 ст. 73 НК РФ;

  • на поручительство третьего лица, оформленное в порядке, предусмотренном ст. 74 НК РФ. При этом поручитель должен соответствовать требованиям, установленным п. 2.1 ст. 176.1 НК РФ.

Зачет и возврат излишне уплаченных (взысканных) налогов и сборов

С 1 октября 2020 года утратит силу абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ, согласно которому зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится строго по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

С 1 января 2021 года ст. 78 НК РФ будет дополнена п. 5.1, которым предусмотрено, что зачет сумм излишне уплаченных налогоплательщиком-организацией транспортного налога и земельного налога производится не ранее дня направления такому налогоплательщику-организации налоговым органом сообщения об исчисленных за соответствующий налоговый период суммах указанных налогов в соответствии со ст. 363 и 397 НК РФ.

Кроме этого, ст. 78 НК РФ дополнена п. 8.1 НК РФ, который вступил в силу с 29 октября 2019 года: в случае проведения камеральной налоговой проверки сроки, установленные абз. 2 п. 4, абз. 3 п. 5 и абз. 1 п. 8 ст. 78 НК РФ, начинают исчисляться по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения камеральной проверки за соответствующий налоговый (отчетный) период или со дня, когда такая проверка должна быть завершена в срок, установленный п. 2 ст. 88 НК РФ. В случае выявления нарушения законодательства о налогах и сборах в ходе камеральной проверки указанные сроки начинают исчисляться со дня, следующего за днем вступления в силу решения, принятого по результатам такой проверки.

Учет организаций и физических лиц

Постановка (снятие) на налоговый учет иностранцев

С 1 апреля 2020 года вступят в силу внесенные в ст. 83 НК РФ уточнения, согласно которым постановка на учет в налоговом органе иностранного гражданина, лица без гражданства, не являющихся индивидуальными предпринимателями и не имеющих на территории РФ места жительства (места пребывания), принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также не состоящих на учете в налоговых органах по основаниям, установленным НК РФ, осуществляется в налоговом органе по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя, являющихся источниками выплаты доходов таким иностранному гражданину, лицу без гражданства, на основании сведений, представляемых этими организацией, индивидуальным предпринимателем в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ (формы 2-НДФЛ и 6-НДФЛ) (ст. 83 НК РФ дополнена п. 7.4).

Если таких организаций (индивидуальных предпринимателей) несколько, то указанные лица подлежат постановке на учет в налоговом органе на основании первых сведений из представленных в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ.

При этом налоговый орган обязан осуществить постановку на учет данного иностранного гражданина в течение 15 дней со дня получения обозначенных сведений и в тот же срок выдать (направить) указанной организации (индивидуальному предпринимателю) уведомление о постановке на учет такого иностранного гражданина.

Организация (индивидуальный предприниматель), получившая подобное уведомление налогового органа, обязана в течение пяти дней со дня получения такого уведомления направить его иностранному гражданину, а также представить в налоговый орган, в котором иностранный гражданин поставлен на учет, документ, подтверждающий направление им такого уведомления (п. 2.1 ст. 84 НК РФ).

Порядок направления организации (индивидуальному предпринимателю), являющейся источником выплаты доходов, иностранному гражданину уведомления о постановке на налоговый учет применяется и в случае поступления в налоговый орган указанных сведений по ТКС. При этом налоговый орган по запросу иностранного гражданина обязан представить им названное уведомление в письменной форме на бумажном носителе.

Снятие с учета в налоговом органе данного иностранного гражданина осуществляется налоговым органом, в котором он состоит на учете, в случае непредставления организацией (индивидуальным предпринимателем), являющейся источником выплаты доходов, сведений, подлежащих представлению в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ, в течение трех календарных лет, следующих за годом, в котором такие сведения были представлены в последний раз, при условии непредставления самим иностранным гражданином налоговой декларации, предусмотренной ст. 228 НК РФ, в течение указанного срока. В указанном случае уведомление о снятии с учета в налоговом органе иностранного гражданина организации (индивидуальному предпринимателю), являвшейся источником выплаты доходов, не направляется (ст. 83 НК РФ дополнена п. 5.7 НК РФ).

Документы через МФЦ

С 1 апреля 2020 года заявление о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ, заявление иностранной организации, уведомления, предусмотренные ст. 83 НК РФ, документ, предусмотренный п. 2.1 ст. 84 НК РФ, могут быть представлены в налоговый орган:

Кроме того, указанные заявления, уведомления, документы могут быть представлены в налоговый орган через МФЦ, при этом свидетельство о постановке на учет в налоговом органе может быть получено физическим лицом также через МФЦ (п. 5.1 ст. 84 НК РФ).

Налоговый контроль

Камеральная налоговая проверка по НДФЛ

Изменения, внесенные в ст. 88 НК РФ, касающиеся порядка проведения камеральных проверок, вступят в силу с 1 января 2021 года.

Согласно новому п. 1.2 ст. 88 НК РФ в случае, если налоговая декларация по НДФЛ в отношении доходов, полученных налогоплательщиком от продажи либо в результате дарения недвижимого имущества, не представлена в налоговый орган в установленный срок (пп. 2 п. 1 и п. 3 ст. 228, п. 1 ст. 229 НК РФ), камеральная проверка проводится на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о таком налогоплательщике и об указанных доходах. В данном случае камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня, следующего за днем истечения установленного срока уплаты налога по соответствующим доходам. В рамках данной проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представления в течение пяти дней необходимых пояснений.

Если до окончания данной проверки налогоплательщиком будет представлена налоговая декларация по НДФЛ, то первоначальная камеральная проверка прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе представленной налоговой декларации.

Осмотр территорий и помещений налогоплательщика

С 1 апреля 2020 года согласно изменениям, внесенным в ст. 92 НК РФ, должностное лицо налогового органа, принявшего предусмотренное ст. 46 НК РФ решение о взыскании недоимки, размер которой превышает 1 млн руб., в отношении организации, при условии, что такое решение не исполнено в течение десяти дней с даты его принятия, вправе не более одного раза по одному решению о взыскании недоимки производить осмотр территорий, помещений, документов и предметов организации при наличии ее согласия.

Отметим, что действующей редакцией ст. 92 НК РФ осмотр помещений и территории налогоплательщика предусматривается только в рамках проведения выездной либо камеральной проверки на основе декларации по НДС.

Соответственно, в осмотре вправе участвовать лицо, территории, помещения, документы и предметы которого подлежат осмотру должностным лицом налогового органа, или его представитель, а также специалисты.

Истребование документов о налогоплательщике

С 1 апреля 2020 года начнут действовать дополнения, внесенные в ст. 93.1 НК РФ. Новые нормы аналогичны нормам, внесенным в ст. 92 НК РФ: должностное лицо налогового органа, принявшего предусмотренное ст. 46 НК РФ решение о взыскании недоимки, размер которой превышает 1 млн руб., в отношении организации или индивидуального предпринимателя, при условии, что такое решение не исполнено в течение десяти дней с даты его принятия, будет вправе истребовать у указанных лиц документы (информацию) об их имуществе, имущественных правах и обязательствах в соответствии с перечнем, утверждаемым ФНС.

Если налогоплательщик не представит истребуемые документы, то налоговики вправе истребовать их у иных лиц, располагающих соответствующей информацией.

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

С 29 октября 2019 года в новой редакции представлена ст. 113 НК РФ. Теперь исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных ст. 120, 122, 129.3 и 129.5 НК РФ.

Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120, 122, 129.3 и 129.5 НК РФ.

Таким образом, порядок исчисления сроков давности в указанных случаях распространили на случаи неуплаты или неполной уплаты сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, а также неуплаты или неполной уплаты сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли КИК.

Новшества ст. 129.1 НК РФ вступят в силу только с 1 января 2021 года. Налоговые санкции, предусмотренные данной нормой, распространены на налогоплательщиков, которые обязаны представить сообщение, обозначенное в п. 2.2 ст. 23 НК РФ: непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком налоговому органу указанного сообщения влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога в отношении транспортного средства или земельного участка, по которым не представлено сообщение.

Выполнение международных договоров РФ по вопросам налогообложения

С 1 января 2020 года НК РФ будет дополнен гл. 20.3 НК РФ «Взаимосогласительная процедура в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения».

Взаимосогласительной процедурой в соответствии с международным договором РФ по вопросам налогообложения признается процедура разрешения споров о порядке налогообложения лица в отношении его доходов, прибыли и имущества при применении положений международного договора РФ по вопросам налогообложения (ст. 142.7 НК РФ).

Порядок проведения взаимосогласительной процедуры определяется положениями соответствующего международного договора РФ по вопросам налогообложения (ст. 142.8 НК РФ). Взаимосогласительная процедура может быть инициирована по заявлению лица, указанного в ст. 142.7 НК РФ, или по запросу компетентного органа иностранного государства (территории), являющегося стороной международного договора РФ по вопросам налогообложения.

Порядок и сроки представления заявления о проведении взаимосогласительной процедуры, а также порядок и сроки рассмотрения указанного заявления определяются Минфином с учетом положений международных договоров РФ по вопросам налогообложения.

В связи с принятием рассматриваемых норм соответствующие изменения внесены в ст. 105.3, 105.10, 105.11, 105.12, 105.13, 105.30, 105.31 НК РФ, а также ст. 79 НК РФ.

Кроме этого, с 2020 года будет действовать новая ст. 105.18-1 НК РФ «Корректировки по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения», устанавливающая следующие правила:

  • для целей применения корректировок по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором РФ по вопросам налогообложения не осуществляются корректировки регистров налогового учета и первичных документов;

  • данные корректировки отражаются в декларациях по налогам, указанным в пп. 1 и 2 п. 4 ст. 105.3 НК РФ, – налогу на прибыль организаций и НДФЛ;

  • если в связи с проведенными корректировками российская организация – налогоплательщик получает право на зачет или возврат суммы налога, то указанная сумма налога подлежит зачету или возврату в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.

* * *

Внесены масштабные и существенные изменения в ч. I НК РФ, в том числе следующие:

  • введен новый канал взаимодействия с налоговыми органами – через МФЦ;

  • налоговым органам дано право информировать налогоплательщиков о наличии недоимки посредством СМС-сообщений и электронной почты;

  • под единым налоговым платежом физических лиц в целях уплаты имущественных налогов теперь понимаются не только транспортный, земельный налоги и налог на имущество физических лиц, но и НДФЛ;

  • введена новая обязанность организаций сообщать в налоговый орган о наличии у них транспортных средств и земельных участков, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в случае неполучения от налоговых органов сообщения об исчисленных суммах налогов;

  • изменяется порядок предоставления отсрочки по уплате налогов и сборов;

  • сведения о принятых налоговым органом обеспечительных мерах и применении способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, предусмотренных НК РФ, больше не являются налоговой тайной и будут размещаться на официальном сайте ФНС;

  • расширены варианты замены ареста имущества – теперь он может быть заменен на банковскую гарантию, на залог имущества и на поручительство третьего лица;

  • постановка на учет в налоговом органе иностранного гражданина, лица без гражданства, не являющихся индивидуальными предпринимателями и не имеющих на территории РФ места жительства (места пребывания), принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также не состоящих на учете в налоговых органах по основаниям, установленным НК РФ, будет осуществляться в налоговом органе по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя), являющейся источником выплаты доходов таким гражданам на основании сведений, представляемых этими организацией, индивидуальным предпринимателем в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ;

  • теперь камеральная налоговая проверка может быть проведена без представления налоговой декларации – если физическим лицом не представлена декларация по НДФЛ в отношении доходов, полученных от продажи или дарения недвижимого имущества. Камеральная налоговая проверка будет проводиться на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о таком налогоплательщике и об указанных доходах;

  • совершенствуется налоговый контроль в отношении ценообразования по трансграничным сделкам, а также урегулирован порядок проведения взаимосогласительных процедур в рамках международных соглашений по вопросам налогообложения.