Материал подготовлен: Зульфией Абзаловой, ведущим экспертом департамента бухгалтерских услуг «Бейкер Тилли»;

Еленой Мишкиной, руководителем группы развития департамента бухгалтерских услуг
«Бейкер Тилли»

I. Актуальные разъяснения законодательства

1. Утилизационный сбор

Утилизационный сбор, оплаченный поставщику, покупатель не может учесть в расходах.

Минфин не считает такие расходы обоснованными и направленными на получения дохода. Однако данный запрет действует только в том случае, если утилизационный сбор не включен в цену договор, а выделен в отдельное соглашение. Таким образом, покупатель может отнести утилизационный сбор в стоимость приобретенного товара, если цена в договоре включает утилизационный сбор.

Основание: Письмо Минфина от 14.08.2019 N 03-03-06/1/61449.

2. Экологические платежи.

Росприроднадзор утвердил порядок зачета и возврата переплаты за загрязнение окружающей среды

Утверждены правила зачета и возврата переплаты за загрязнение окружающей среды. Излишне уплаченные суммы можно зачесть в счет будущих платежей либо вернуть. Зачет производится по КБК и кодам ОКТМО, по которым был осуществлен платеж. В случае наличия задолженности денежные средства вернут только после погашения недоимки и уплаты пеней.

Основание: Приказ Росприроднадзора от 20.06.2019 № 334.

3. Налог на имущество

О правилах определения движимого и недвижимого имущества.

В связи с появлением многочисленных вопросов и споров как с 2019 года разделить имущество на движимое и недвижимое налоговая служба еще раз уточнила принципы отнесения имущества к движимому или недвижимому указывая на них в пунктах гражданского законодательства. ФНС также привела примеры судебных решений, в которых к движимому имуществу для целей налогообложения были отнесены некоторые объекты.

Основание: Письмо ФНС от 28.08.2019 N БС-4-21/17216@.

4. Транспортный и земельный налоги

Утверждена форма заявления о предоставлении организации налоговой льготы по транспортному и земельному налогам

Документ заполняется в случае обращения налогоплательщика - организации в налоговый орган за предоставлением налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу, включая предоставление налоговых вычетов, а также применение иных установленных законодательством оснований, освобождающих от уплаты указанных налогов. Приказ вступает в силу с 1 января 2020 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Основание: Приказ ФНС России от 25.07.2019 N ММВ-7-21/377@.

5. Трансфертное ценообразование

Восемь выигранных ФНС дел по трансфертному ценообразованию собрала налоговая служба

Во всех выигранных случаях налоговики настаивали на том, что цены в сделках с взаимозависимыми лицами нужно было считать по методу сопоставимых рыночных цен. А в двух спорах - дополнительно по затратному методу. Налогоплательщики пытались доказать, что по методу сопоставимых цен в их случаях цены считать было нельзя поскольку котировки, которые использовала ФНС, не могут применяться к сделкам налогоплательщика по тем или иным причинам. Однако суды этот довод отклоняли и признавали, что налогоплательщики необоснованно применяли другие методы расчета цен.

Налоговая служба направила обзор для использования их в работе по трансфертному ценообразованию.

Основание:Письмо ФНС России от 02.09.2019 N СА-4-7/17555@.

II. Законодательные инициативы

Создание единого реестра населения

Законопроект о создании единого реестра населения прошел через Комитет Госдумы по бюджету и налогам, а ранее получил поддержку Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи. В реестр будут включаться базовые сведения о каждом гражданине - фамилия, имя, отчество, пол, дата, место рождения и смерти, номера паспорта, водительского удостоверения, СНИЛС, ИНН, а также дополнительная информация о семейном положении, родственных связях. Как утверждают законодатели, создание федерального реестра населения позволит повысить оперативность и качество принимаемых решений в сфере государственного и муниципального управления, обеспечить достоверность и актуальность информации о жителях страны, сократить сроки оказания государственных и муниципальных услуг.

Основание: Законопроект № 759897-7, информация на сайте https://sozd.duma.gov.ru.

Номер мобильного телефона и адрес электронной почты физических лиц будут внесены в единую биометрическую систему (ЕБС).

В состав сведений, размещаемых в ЕБС, будут дополнительно включены контактные данные физического лица (номер абонентского устройства подвижной радиотелефонной связи, адрес электронной почты), указано в Постановлении правительства от 13.09.2019.

Такие данные могут вноситься только с согласия самого физического лица. Эти данные дополнят перечень сведений, которые банки обязаны вносить сейчас:

  • изображения лиц и записи голосов клиентов-физлиц;

  • ОГРН банка;

  • СНИЛС сотрудника, который занимался размещением данных;

  • идентификаторы учетных записей клиентов в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).

После того, как информация о физическом лице размещена в ЕБС и ЕСИА при его личном присутствии другие банки могут идентифицировать его удаленно. Это позволит им дистанционно открывать счета и вклады, выдавать кредиты даже тем клиентам, которые ни разу не посетили отделение.

Основание: Постановление Правительства РФ от 13.09.2019 N 1197.

III. Прочее

О статусе письменных разъяснений Минфина и их применение.

Выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, которые были адресованы не ему, не освобождает налогоплательщика от ответственности по п.п. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, так считает финансовое ведомство. При этом Минфин России указывает, что п.п. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ обязывает налоговые органы руководствоваться разъяснениями, адресованными ФНС России, а не конкретным налогоплательщикам.

Основание: Письмо Минфина России от 24.07.2019 N 03-02-08/55114.

Списать безнадежную задолженность в расходы у кредитора при исключении должника из ЕГРЮЛ можно не всегда.

Минфин считает, что учесть в расходах безнадежный долг компания может только в том случае, если исключение должника из ЕГРЮЛ приравнивается к его ликвидации. Это происходит в ситуации, когда компания-должник в течение 12 месяцев не представляла отчетность по налогам и сборам, а также не осуществляла операций по банковским счетам.

При исключении должника из ЕГРЮЛ по другим обстоятельствам кредитор не вправе учесть в расходах безнадежный долг, как он может сделать при ликвидации должника.

Основание: Письмо Минфина России от 16.08.2019 N 03-03-06/1/62253.