10.10.2019

ссылка на статью: бухвести.рф/128381

Курьерская служба доставки (далее - Организация) осуществляет расчеты с покупателями при доставке товара продавца, осуществляющего дистанционную торговлю, применяет ККТ. Может ли Организация применять п. 5.6 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ и использовать облачную онлайн-кассу, а ее сотрудник (курьер) вместо выдачи бумажного кассового чека демонстрировать покупателю QR-код? Является ли исключением в праве использования п. 5.6 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ осуществление расчетов за маркированные товары (как это предусмотрено пунктом 5.1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ для торговых автоматов)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Курьерская служба доставки товара (далее - Организация) вправе применять так называемую "облачную кассу" (что предполагает также право не печатать бумажный чек при условии демонстрации покупателю QR-кода) при расчетах с покупателями за товар, проданный дистанционным способом. Осуществление расчетов за маркированный товар (а также иные виды товаров, перечисленные в пп. 2 п. 5.1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ) не является исключением для применения пп. 1 п. 5.6 ст. 2.1 Закона N 54-ФЗ.
Однако ввиду несогласованности анализируемых норм и отсутствия официальных разъяснений просим отнестись к указанному как к нашему экспертному мнению. Учитывая неоднозначность ситуации, рекомендуем обратиться за соответствующими письменными разъяснениями в Минфин России и (или) в налоговый орган.
Обращаем внимание, что у Организации сохраняются иные требования, предъявляемые Законом N 54-ФЗ. В частности, требование об указании в кассовом чеке реквизита "код товара". То есть при применении облачной кассы данное требование также должно выполняться, поскольку исключений Законом N 54-ФЗ не предусмотрено.

Обоснование позиции:
В общем случае контрольно-кассовая техника после ее регистрации в налоговом органе применяется на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом), за исключением случаев, предусмотренных Законом N 54-ФЗ (п. 1 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ).
При этом в силу п. 2 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или БСО на бумажном носителе и (или) направить в электронном виде на номер телефона или электронную почту (при возможности), если иное не установлено Законом N 54-ФЗ.
Исключением из данных требований является право применять ККТ, расположенную вне места совершения расчетов (так называемую облачную кассу), и не выдавать бумажный чек*(1).
Пользователи вправе применять облачную кассу в случаях, перечисленных в п. 5.6 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ. В частности, "при осуществлении расчетов (за исключением расчетов в безналичном порядке в сети Интернет) за реализуемый товар при разносной торговле и при дистанционном способе продажи товаров (кроме случаев, указанных в пункте 5.1 настоящей статьи)".
При прямом прочтении п. 5.6 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ, с учетом отсылки в нем на п. 5.1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ, получается, что пользователь не вправе при осуществлении расчетов за реализуемый товар при разносной торговле и при дистанционном способе продажи товаров применять облачную кассу в случаях:
"1) осуществления расчетов с использованием электронных средств платежа с применением автоматических устройств для расчетов при оказании услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа;
2) осуществления расчетов за реализуемый товар (кроме подакцизной продукции, технически сложных товаров, а также товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) с использованием автоматических устройств для расчетов, содержащих внутри своего корпуса оборудование для осуществления выдачи данного товара, а также осуществления расчетов с использованием автоматических устройств для расчетов за оказание услуг автоматическими устройствами, механически соединенными с корпусом автоматического устройства для расчетов, при условии отображения при осуществлении расчетов, указанных в настоящем подпункте, на дисплее автоматического устройства для расчетов QR-кода".
Как мы видим, формально для разносной торговли и при дистанционном способе продажи товаров исключением, указанным в п. 5.6 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ, является такая торговля через торговые автоматы*(2).
В то же время полагаем, что рассматриваемые нормы являются несогласованными*(3). Поскольку разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров и торговля через торговые автоматы являются разными формами торговли (п. 2 ст. 8 главы 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", далее - Закон N 381-ФЗ).
Поэтому нет возможности однозначно сказать, о каких именно случаях, указанных в п. 5.1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ, идет речь в п. 5.6 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ, при которых организация не вправе применять облачную кассу (и не выдавать бумажный чек соответственно) при совершении расчетов за реализуемый товар при разносной торговле и при дистанционном способе продажи товаров.
В п. 5.1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ речь идет о том, что пользователь вправе не выдавать кассовый чек (БСО) на бумажном носителе (и не направлять кассовый чек или БСО в электронной форме), а также вправе применять ККТ вне корпуса автоматического устройства для расчетов при осуществлении расчетов (за исключением расчетов в безналичном порядке в сети Интернет) в установленных в данной норме случаях.
При этом п. 5.1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ не применяется в случае осуществления расчета с использованием торговых автоматов для реализации подакцизной продукции, технически сложных товаров, а также товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - Товары).
Можно предположить, что данное ограничение (реализация таких Товаров) относится и к применению облачных касс при дистанционной или разносной торговле. Однако еще раз обращаем внимание, что из п. 5.6 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ данный вывод прямо не следует. Кроме этого, по нашему мнению, в отличие от реализации маркированного товара через торговые автоматы (когда дата реализации неизвестна без наличия в таком автомате встроенной ККТ с устройством считывания кода товара), при реализации дистанционным способом требование о передаче данных об обороте маркированного товара выполняется (смотрите раздел "К сведению").
Отметим, что Минфин России уполномочен давать письменные разъяснения налоговым органам, организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам по вопросам применения законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники (п. 9 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ). В связи с чем рекомендуем обратиться к данному органу с вопросом о применении п. 5.6 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ при осуществлении расчетов за подакцизную продукцию, технически сложные товары, а также товары, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации.

К сведению:
Анализируемые нормы появились в Законе 54-ФЗ в разное время, с чем, по нашему мнению, и связана их несогласованность и неоднозначность:
- п. 5.1 добавлен в ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ 3 июля 2018 года Федеральным законом от 03.07.2018 N 192-ФЗ;
- п. 5.6 - добавлен 7 июня 2019 года Федеральным законом от 6 июня 2019 N 129-ФЗ.
При этом в Пояснительной записке к проекту последнего закона указано следующее: "В целях снижения издержек организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих такие виды деятельности, как торговля с привлечением курьеров, перевозка пассажиров и багажа транспортом (в том числе при реализации билетов водителями и кондукторами) и оказание иных услуг, предлагается применять один кассовый аппарат, работающий удаленно. При этом в таких случаях предоставляется право не печатать бумажный кассовый чек, а обеспечить возможность покупателю (клиенту) его получение через демонстрацию QR-кода"*(3).
Далее, в августе 2019 года Закон N 54-ФЗ был дополнен нормами, касающимися передачи данных о кодах маркировки товара оператору информационных систем маркировки при осуществлении расчетов в автоматическом режиме. И теперь ККТ должна обеспечивать возможность приема кода маркировки маркированного товара, сведения о котором должны быть указаны в кассовом чеке, и передачу этих сведений в фискальный накопитель, который, в свою очередь, передает данные оператору информационных систем маркировки (п. 1.1 ст. 4 Закона N 54-ФЗ).
Кроме этого, пунктом 6.1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ установлена обязанность для пользователей ККТ, которые:
- осуществляют расчеты за товары, маркированные средствами идентификации (далее - маркированные товары),
и
- которые в соответствии с законодательством РФ должны направлять (вносить) информацию о таких товарах в информационные системы маркировки, в момент расчета за такие товары обязаны формировать данные о таких товарах, предусмотренные Законом N 54-ФЗ*(4).
Однако исходя из пп. 19 ст. 2 Закона N 381-ФЗ, п. 9 Постановления Правительства РФ от 26.04.2019 N 515 "О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров" организация, осуществляющая только доставку маркированного товара (т.е. не являющаяся производителем, организацией оптовой или розничной торговли, импортером), не признается участником оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, и не обязана направлять (вносить) информацию о таких товарах в информационные системы маркировки. То есть указанный п. 6.1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ не распространяется на пользователей ККТ, которые не являются участниками оборота.
Законодательством, регулирующим вопросы маркировки товаров и передачи данных об их обороте в информационные системы маркировки, не регламентирована ситуация, когда вывод из оборота товара вследствие его реализации физическим лицам для личного потребления осуществляется дистанционным способом. В общем случае такой вывод из оборота совершается автоматически - при применении ККТ. Однако не установлены правила для ситуации, когда в силу п. 5.6 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ при передаче покупателю маркированного товара применяется ККТ вне места расчета (т.е. не на месте такой передачи). Отметим, что в Законе N 381-ФЗ и предусмотренном им Постановлении Правительства РФ от 26.04.2019 N 515 не установлены сроки передачи данных в информационную систему маркировки участниками оборота.
В то же время, например, при выводе обувных товаров из оборота путем их продажи по образцам или дистанционного способа продажи участник оборота обувных товаров может передать данные оператору информационной системы мониторинга в течение 3-х рабочих дней после отгрузки товара со склада хранения для его доставки потребителю (п. 81 постановления Правительства РФ от 05.07.2019 N 860).
Отметим, что при дистанционной торговле заключается договор розничной купли-продажи, который считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар (исходя из ст. 433 ГК РФ, пункта 20 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 N 612).
То есть если исходить из того, что ограничения, предусмотренные в пп. 2 п. 5.1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ, связаны с необходимостью своевременной передачи данных о факте реализации маркированного товара и/или указания в кассовом чеке кода такого товара, то применение курьерской службой доставки облачной кассы не означает, что у продавца (как участника оборота) отсутствует возможность своевременно передать данные о выводе товара из оборота (поскольку при отгрузке товара со склада участник уже владеет информацией о том, что товар реализован, в отличие от загрузки товара в торговый аппарат, когда дата продажи конкретного товара заранее не известна).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

19 сентября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

------------------------------------------------------------------------
*(1) При наличии права применять облачную кассу пользователь вправе вместо выдачи покупателю (клиенту) бумажного кассового чека (и/или направления чека в электронной форме на номер телефона или имейл, т.е. способами, предусмотренными п. 2 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ):
1) направить покупателю (клиенту) в момент расчета на абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности) информации об адресе информационного ресурса, который размещен в сети Интернет и по которому такой кассовый чек (БСО) может быть получен покупателем (клиентом);
2) обеспечить покупателю (клиенту) возможность в момент расчета считать с дисплея мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства QR-код.
*(2) Есть и иная трактовка п. 5.6 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ. Так, в материале "Последние изменения в порядке применения ККТ с лета 2019 года (М.В. Подкопаев, журнал "Бухгалтер Крыма", N 7, июль 2019 г.)" указано следующее:
"Что касается расчетов при разносной торговле и при дистанционном способе продажи товаров, указанное новое правило не применяется, если в соответствии с п. 5.1 ст. 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ пользователь пользуется правом:
- при осуществлении расчетов не выдавать чек ККТ или БСО на бумажном носителе;
- в случае непредоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты не направлять чек ККТ или БСО в электронной форме покупателю (клиенту) на абонентский номер либо адрес электронной почты;
- применять ККТ вне корпуса автоматического устройства для расчетов.
Возможность проводить расчет отдаленно от места нахождения ККТ предоставляется пользователям при расчетах с использованием электронных средств платежа с применением автоматических устройств для расчетов при оказании услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа. Кроме того, пользователь может так поступать при расчетах за реализуемый товар (кроме подакцизной продукции, технически сложных товаров, а также товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) с использованием автоматических устройств для расчетов, содержащих внутри своего корпуса оборудование для осуществления выдачи данного товара".
Но и при такой трактовке получается, что в случае осуществления расчетов за подакцизную продукцию, технически сложные товары, а также товары, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации, организация не вправе использовать п. 5.1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ, но вправе использовать п. 5.6 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ.
*(3) Данные "в виде запросов о коде маркировки и уведомлений о реализации маркированного товара в электронной форме с использованием контрольно-кассовой техники, обеспечивающей возможность формирования указанных данных и их передачу с использованием этой контрольно-кассовой техники оператору информационных систем маркировки через оператора фискальных данных, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 статьи 2 и пунктом 2.1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
*(4) В связи с чем в информации Федеральной налоговой службы от 10 июня 2019 года было указано, что "разрешается использовать "облачные" кассы в сфере курьерской доставки и другой мобильной торговли, транспорта и других услуг, оказываемых вне торговых точек (услуги на дому: маникюр, стрижка от салона). В таких случаях пользователи ККТ вместо выдачи кассового чека вправе ограничиться демонстрацией QR-кода на любом компьютерном устройстве (планшет, телефон и т.д.)".
Отметим, что указанная информация не является официальным разъяснением и не была опубликована.