20.09.2019

ссылка на статью: бухвести.рф/127469

Организация выступает агентом по заключенному со страховой компанией агентскому договору на поиск и привлечение клиентов. Агент оформляет страховые полисы, принимает от страхователей - физических лиц платежи (страховые премии) и перечисляет их страховщику.
Должна ли организация приходовать в свою кассу указанные суммы?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
По нашему мнению, исходя вопроса, компания выступает в качестве страхового, а не платежного агента, поскольку оказывает услуги в оформлении страхового полиса. Поступившие от страхователей наличные деньги нужно оприходовать в кассу организации и отразить в кассовой книге. Кассовый чек выдается (направляется) страховой компанией непосредственно страхователю - физическому лицу в момент расчета (п. 1 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ). При расчетах в безналичном порядке путем перечисления денежных средств на расчетный счет организации кассовый чек (БСО до 01.07.2019) должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета (п. 5.4 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ).

Обоснование позиции:
Страховая деятельность в РФ регулируется Законом РФ от 27.11.1992 N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон N 4015-I). Прием платежей от страховщиков может осуществляться как самим страхователем, так и с помощью страховых агентов, страховых брокеров (ст. 4.1, ст. 8 Закона N 4015-I). Деятельность платежных агентов по приему платежей от физических лиц регулируется Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ).
Имеют место случаи судебных споров между контролирующими органами и участниками страхового дела об отнесении финансовых операций посредника (агента) между физическим лицом и страхователем к деятельности платежного или страховых агента (смотрите, например, постановление АС Центрального округа от 17.04.2019 N Ф10-1518/19 по делу N А09-7940/2018)*(1).
Частью 2 ст. 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей за неиспользование специальных банковских счетов платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Законом N 103-ФЗ для осуществления соответствующих расчетов.
Платежный агент осуществляет прием денежных средств от плательщика с использованием ККМ (часть 12 ст. 4 Закона N 103-ФЗ), а для перевода средств страхователя в адрес страховой компании обязан открыть специальный банковский счет (ст. 1 Закона N 103-ФЗ). Для учета наличных денег страхователей платежный агент ведет отдельную кассовую книгу (п. 4.6 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У). Контроль за платежными агентами по приему и перечислению страхового вознаграждения осуществляют налоговые органы РФ (ч. 4 ст. 7 Закона N 103-ФЗ).
Страховой агент поступившие наличные средства страховщиков приходует в кассовую книгу без выдачи чека ККМ, обязанность по применению ККТ возникает у страховой компании (письмо Минфина России от 20.07.2017 N 03-01-15/46234 "Об особенностях применения контрольно-кассовой техники", письмо Минфина России от 29.12.2017 N 03-01-15/88342 и Информационное сообщение Минфина России от 28.12.2018 "О применении документов, подтверждающих осуществление страховщиком расчетов со страхователями - физическими лицами с участием страховых агентов с 01.07.2019").
Страховой агент не использует специальный банковский счет для перечисления средств страховой компании. Контроль за деятельностью страховых агентов осуществляет страховщик (п. 5 ст. 8 Закона N 4015-I).
Для определения правового статуса агента нужно смотреть на характер услуг, оказываемых им физическому лицу (страхователю) и страховой компании.
Страховой агент обязан обеспечивать сохранность денежных средств в случае получения страховой премии (страховых взносов) от страхователей, а также сохранность документов, предоставленных страховщиком, страхователем, предоставлять страховщику отчет об использовании бланков страховых полисов, сертификатов, возвращать неиспользованные, испорченные бланки страховых полисов, сертификатов в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором, заключенным между страховщиком и страховым агентом, страховым брокером, или в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 8 Закона N 4015-1).
Для подтверждения статуса страхового агента налогоплательщик должен представить договорные документы со страховой компанией (п. 5 ст. 8. Закона N 4015-I), а также документы хозяйственной деятельности, подтверждающие их сотрудничество в сфере страхового дела (переданные БСО, бланки страхового полисов, квитанции на получение страховой премии и т.д.). Арбитраж в таком случае выступает на стороне налогоплательщика (постановление Двадцатого ААС от 18.07.2019 N 20АП-3809/19; постановление Двенадцатого ААС от 28.01.2016 N 12АП-10396/15).
Согласно Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Закон N 54-ФЗ) в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ ККТ применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом N 54-ФЗ.
В соответствии с ч. 8 ст. 7 Закона N 290-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, оказывающих услуги общественного питания), были вправе не применять ККТ при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ) до 01.07.2019.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- письмо Минфина России от 19.01.2018 N 03-01-15/2889 "Об особенностях применения контрольно-кассовой техники";
- письмо Минфина России от 15.06.2018 N 03-01-15/41169 "О применении контрольно-кассовой техники";
- письмо Минфина России от 29.10.2018 N 03-01-15/77651 "Об особенностях применения контрольно-кассовой техники";
- письмо Минфина России от 30.10.2018 N 03-01-15/78073 "Об особенностях применения контрольно-кассовой техники";
- информационное сообщение Минфина России от 28.12.2018 "О применении документов, подтверждающих осуществление страховщиком расчетов со страхователями - физическими лицами с участием страховых агентов с 01.07.2019";
- Энциклопедия решений. Кассовые и иные документы, оформляемые при ведении кассовых операций;
- Энциклопедия решений. Кассовая книга;
- Завершение этапа работы без ККТ (В. Малышко, журнал "Практический бухгалтерский учет", N 6, июнь 2019 г.);
- Когда нужна касса. Порядок применения контрольно-кассовых аппаратов (А. Махоткин, газета "Финансовая газета", N 6, февраль 2019 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Антипов Максим

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

28 августа 2019 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Суд округа указал, что суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что предприниматель является страховым агентом, а не платежным агентом, так как его деятельностью по агентскому договору не является прием платежей от физических лиц. При этом судами учтена позиция ВС РФ, отраженная в п. 27 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017)", утвержденного Президиумом ВС РФ 15.11.2017, согласно которой деятельность платежного агента заключается только в приеме от физических лиц денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств этих лиц перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), и последующем перечислении платежным агентом этих средств поставщику товаров (работ, услуг). При этом платежный агент не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг и не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств. Действие Закона N 103-ФЗ распространяется на отношения, связанные с оказанием платежным агентом единственной услуги - услуги по приему платежей от физических лиц и перечислению этих платежей поставщику товаров (работ, услуг).