ИА ГАРАНТ

В организации списывается компьютер в комплекте путем уничтожения, без оприходования драгметаллов и сдачи на утилизацию. Возможны ли к организации претензии со стороны контролирующих органов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Любая организация, которая использует в своей деятельности материальные ценности, содержащие драгоценные металлы, должна вести учет драгоценных металлов в установленном законом порядке.

Организации, не выполняющие правила использования, обращения, учета и хранения драгоценных металлов или содержащих их изделий, могут быть привлечены к административной ответственности.

Если организация не имеет лицензии на работу с вредными отходами, то для утилизации оргтехники организации необходимо привлечь специализированную организацию.

Обоснование вывода:

Большинство видов оргтехники (в том числе компьютеров) состоят из деталей, содержащих драгоценные металлы, которые согласно нормам действующего законодательства подлежат учету.

Порядок учета установлен:

  • Правилами учета и хранения драгоценных металлов..., утв. постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 г. N 731 (далее — Правила);

  • Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов..., утв. приказом Минфина России от 09.12.2016 N 231н (далее — Инструкция).

Согласно положениям п. 6 Правил и п. 5 Инструкции организации обязаны вести учет драгоценных металлов во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы, входящие в состав основных средств.

Данные о наименовании, массе и количестве драгоценных металлов, содержащихся в соответствующих объектах учета, отражаются в первичной учетной документации на основании сведений, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, справочниках), либо при отсутствии этих сведений (импортное, устаревшее отечественное оборудование и т.п.) - по данным организаций, разработчиков, изготовителей или комиссионно на основе аналогов, расчетов (п. 8 Инструкции).

Если определить содержание драгоценных металлов невозможно из-за отсутствия данных о наличии драгоценных металлов или аналогов, в учетных документах делается запись, что в данном оборудовании могут находиться драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания и утилизации.

С учетом положений указанных выше нормативных правовых актов при списании предметов оргтехники, содержащих драгоценные металлы и их сплавы, организация должна совершить следующие действия:

  • изъять из предметов оргтехники детали, содержащие драгоценные металлы;

  • определить содержание драгоценных металлов в деталях;

  • оприходовать полученные в результате разбора техники детали.

Изъять из приборов и изделий детали, содержащие драгоценные металлы, организация может как самостоятельно, так и с привлечением организации, осуществляющей проведение таких работ в соответствии с законодательством РФ (п. 23 Инструкции). Наличия лицензии на эти работы законодательство не требует.

Еще одним способом списания объекта, содержащего драгметаллы, с учета может быть его реализация (в неразобранном виде) специализированной организации, выкупающей старую технику и утилизирующей ее (п. 29 ПБУ 6/01, п.п. 76, 81 Методических указаний). Такое выбытие оргтехники сопровождается составлением акта приемки-передачи основных средств.

При этом из положений Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ следует, что если организация не занимается производством драгметаллов, не имеет возможности производить обработку (переработку) лома и отходов драгоценных металлов, то она обязана собранный лом и отходы драгоценных металлов направить в аффинажные организации.

Также необходимо учитывать, что в компьютерной технике, помимо драгоценных металлов, могут содержаться вредные для жизни и здоровья человека вещества (например, ртуть, свинец и т.д.). В этом случае при утилизации предметов оргтехники могут образоваться опасные отходы, обращение с которыми регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).

С учетом степени негативного воздействия на окружающую среду компьютеры (системный блок, монитор, в т.ч. и электроннолучевой, клавиатура), утратившие потребительские свойства, относятся к IV классу опасности (малоопасные отходы) (пп. 5.5.11 Положения..., утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400, блок 4 Федерального классификационного каталога отходов, утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242, ст. 1, ст. 4.1 Закона N 89-ФЗ).

При этом обезвреживание и размещение отходов I-IV классов опасности может осуществляться только организациями, имеющими лицензию на осуществление этой деятельности (п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании).

Ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами предусмотрена ст. 8.2 КоАП, согласно которой на юридических лиц может быть возложен штраф от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или приостановлена деятельность организации на срок до девяноста суток.

Поэтому рекомендуем не утилизировать оргтехнику самостоятельно, а привлечь с этой целью специализированную организацию.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что любая организация, которая использует в своей деятельности материальные ценности, содержащие драгоценные металлы, должна вести учет драгоценных металлов в установленном законом порядке.

В рассматриваемом случае организация собирается осуществить списание компьютера без оприходования драгметаллов и сдачи его на утилизацию. Такой способ списания объектов, содержащих драгметаллы, с учета не предусмотрен действующими положениями по бухгалтерскому учету и положениями законодательства об учёте и хранении драгоценных металлов.

За нарушение установленных правил извлечения, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, организация может быть привлечена к ответственности по ст. 19.14 КоАП РФ путем наложения штрафа:

  • на должностных лиц организации - от 10 до 15 тысяч рублей;

  • на организацию - от 30 до 50 тысяч рублей.

Протокол об административном нарушении в этом случае составляет должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный пробирный надзор (п. 99 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Дела об административных нарушениях, предусмотренных ст. 19.14 КоАП РФ, рассматривает суд (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). При этом постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

В качестве примера порядка действий Организации при ликвидации основных средств, в том числе содержащих драгметаллы, а также документирования при этом операций считаем возможным рекомендовать Порядок списания и реализации ОС, направленный письмом Роспотребнадзора от 13.10.2005 N 0100/8489-05-32.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена

Ответ прошел контроль качества

7 сентября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.