МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

ПИСЬМО

от 30.11.2018 г. N 03-15-05/86752 

Департамент налоговой и таможенной политики, рассмотрев обращение от 14.11.2018 с предложением об установлении обязательной уплаты налога на доходы физических лиц и страховых взносов для всех трудоспособных граждан исходя из минимального размера оплаты труда, сообщает следующее.

Статья 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса.

Порядок обложения доходов физических лиц налогом на доходы физических лиц предусмотрен главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса.

В соответствии со статьей 209 Налогового кодекса объектом обложения налогом на доходы физических лиц для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признается доход, полученный такими налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, - доход, полученный от источников в Российской Федерации.

Таким образом, объектом обложения налогом на доходы физических лиц является доход налогоплательщика.

В случае отсутствия облагаемого дохода у физического лица не возникает обязанности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Учитывая изложенное, предложение об установлении фиксированной платы налога на доходы физических лиц при отсутствии фактически полученного налогоплательщиком дохода не соответствует концепции указанного налога и не поддерживается.

По вопросу уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование трудоспособными гражданами Российской Федерации из расчета минимального размера оплаты труда сообщаем, что в настоящее время согласно положениям пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса плательщиками страховых взносов признаются:

  • лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе индивидуальные предприниматели (работодатели);
  • физические лица, не производящие выплаты физическим лицам (индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (не работодатели)).
  • Физические лица, не относящиеся к вышеперечисленным категориям, не являются плательщиками страховых взносов.

    Такой подход в целом соответствует принципам формирования средств обязательного социального страхования и международной правовой практике. Физические лица могут участвовать добровольно в формировании средств обязательного социального страхования.

    Учитывая, что неработающие граждане при отсутствии дохода не смогут уплачивать страховые взносы за себя, предлагаемое в обращении установление обязанности по уплате страховых взносов для трудоспособных граждан Российской Федерации исходя из минимального размера оплаты труда не поддерживается.
     

    Заместитель директора Департамента

    Р.А.Саакян