21.09.2018

ссылка на статью: бухвести.рф/111050

Администрация одного из районов области и ОАО заключили концессионное соглашение сроком на восемь лет.
Кто является плательщиком налога на имущество организаций, транспортного и земельного налогов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Имущество, переданное концессионеру и (или) созданное им в соответствии с концессионным соглашением, облагается налогом на имущество у концессионера вне зависимости от его учета на балансе (за балансом) на счетах бухгалтерского учета.
Транспортный налог уплачивают лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Налогоплательщиком земельного налога является лицо, которое в Госреестре указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования, либо правом пожизненного наследуемого владения на земельный участок, признаваемый объектом налогообложения.

Обоснование вывода:

Налог на имущество организаций

В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения налогом на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст.ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.
При этом ст. 378.1 НК РФ предусмотрено, что имущество, переданное концессионеру и (или) созданное им в соответствии с концессионным соглашением, подлежит налогообложению у концессионера.
Согласно части 16 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ) объект концессионного соглашения и иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество отражаются на балансе концессионера, обособляются от его имущества. В отношении таких объекта и имущества концессионером ведется самостоятельный учет, осуществляемый им в связи с исполнением обязательств по концессионному соглашению, и производится начисление амортизации таких объекта и имущества.
Представители финансового ведомства в своих письмах рекомендуют при ведении бухгалтерского учета основных средств, переданных и (или) созданных в соответствии с концессионным соглашением, учитывать документ ПЗ-2/2007 "Об особенностях отражения концессионером в бухгалтерском учете операций по концессионному соглашению" (далее - Информация ПЗ-2/2007) (смотрите письма Минфина России от 11.09.2013 N 03-05-05-01/37353, от 23.10.2012 N 03-05-04-01/36).
В указанном документе специалисты Минфина России рекомендуют учитывать объект концессионного соглашения на забалансовом счете. На таком же отдельном счете отражается сумма его износа, начисляемая по установленным нормам амортизационных отчислений. Данные об объекте, учтенные на забалансовых счетах, раскрываются в отдельном балансе (то есть учитывается имущество обособленно, как и предусмотрено частью 16 ст. 3 Закона N 115-ФЗ). Указанный баланс представляет собой совокупность стоимостных показателей об объекте концессионного соглашения и сумме начисленного по нему износа, а также иных соответствующих показателей, связанных с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения.
Аналогичный порядок учета имущества, полученного в рамках концессионного соглашения, изложен в письме Минфина России от 19.12.2007 N 07-05-06/324.
Таким образом, исходя из Информации ПЗ-2/2007, концессионер в целях бухгалтерского учета не отражает объект концессионного соглашения в составе основных средств, а учитывает его за балансом, обособленно от своего имущества.
То есть норма ст. 378.1 НК РФ представляет собой исключение из общего правила о признании объектом налогообложения имущества, которое учитывается организациями на балансе в качестве объектов основных средств.
Как подчеркивается в письме Минфина России от 11.09.2013 N 03-05-05-01/37353, концессионер определяет налоговую базу в отношении основных средств, переданных и (или) созданных в соответствии с концессионным соглашением, в силу ст. 378.1 НК РФ в соответствии с главой 30 НК РФ на основании данных бухгалтерского учета вне зависимости от его учета на балансе (за балансом) на счетах бухгалтерского учета.

Транспортный налог

В силу ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
При этом согласно ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются транспортные средства, поименованные в данной статье, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, главным критерием для определения обязанности юридического лица (органа власти) по уплате транспортного налога является регистрация на него транспортного средства*(1).
Более того, поскольку обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах (ст. 44 НК РФ), то лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, является плательщиком транспортного налога независимо от фактического владения данным транспортным средством (смотрите постановление АС Западно-Сибирского округа от 26.09.2014 N А03-19782/2013).
Исключений для транспортных средств, переданных (полученных) в рамках концессионного соглашения, НК РФ не предусматривает.

Земельный налог

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица (определяемые в соответствии со ст. 11 НК РФ), обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения:
- на праве собственности;
- на праве постоянного (бессрочного) пользования;
- на праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.
В постоянное (бессрочное) пользование предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, органам государственной власти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным), казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий (ст. 39.9 ЗК РФ). Юридические лица (за исключением указанных в п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ) обязаны были переоформить до 1 июля 2012 года право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ).
Право пожизненного наследуемого владения в отношении находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков сохраняется за гражданами, получившими такое право до введения в действие ЗК РФ (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ).
В соответствии со ст.ст. 25, 26 ЗК РФ права собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации и удостоверяются документам в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Следовательно, налогоплательщиком земельного налога является лицо, которое в Госреестре указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования, либо правом пожизненного наследуемого владения на земельный участок, признаваемый объектом налогообложения (смотрите также письма Минфина России от 19.07.2012 N 03-05-04-02/66, от 11.07.2008 N 03-05-05-02/49, от 04.04.2008 N 03-05-05-02/19, от 08.11.2007 N 03-05-06-02/125), в том числе и в рамках концессионных соглашений.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Налогообложение имущества при исполнении концессионных соглашений;
- Энциклопедия решений. Плательщики транспортного налога;
- Энциклопедия решений. Плательщики земельного налога.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Ответ прошел контроль качества

30 августа 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В силу п. 4 ст. 85 НК РФ органы Госавтоинспекции обязаны сообщать сведения о зарегистрированных в них транспортных средствах и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

 



  

13.02.2019 В организации выводится из эксплуатации производственный участок торированного вольфрама (здание, оборудование). Организация заключила договор на дезактивацию с научно-исследовательским институтом, который разработал план мероприятий по замеру радиационного фона объектов, прилегающих территорий, обучение специалистов организации для проведения дезактивации. Для дезактивации будут использоваться материалы организации. Работы исполнитель будет выполнять на основании техзадания организации поэтапно. Работы по дезактивации будут проводиться в течение двух лет. Судьба помещений и оборудования выводимого из эксплуатации производственного участка пока не решена. В течение этого времени некоторое оборудование участка будет использоваться для переработки отходов, а остальное будет переведено на консервацию.
Каков порядок бухгалтерского учета расходов на дезактивацию?