02.04.2024

ссылка на статью: бухвести.рф/162460

Кто должен доплачивать таможенные платежи в случае, если в ходе таможенной проверки выяснится, что таможенная стоимость товара была занижена или выявлены иные ошибки, которые привели к неполной уплате таможенных платежей и утилизационного сбора (особенно после 01.04.2024)?

Приобретен импортный автомобиль, который ввезен из Киргизской Республики. Автомобиль процедуру растаможивания прошел, поставлен в Российской Федерации на учет, утилизационный сбор уплачен.
Если в процессе растаможивания товара была использована схема занижения тарифной стоимости или выяснится, что при растаможивании допущены иные нарушения, к кому таможенные органы будут предъявлять требования: к предыдущему владельцу автомобиля, который ввозил автомобиль, или к его последнему владельцу?

Таможенным законодательством ЕАЭС предусмотрено, что требование об уплате таможенных платежей по результатам таможенной проверки правильности их исчисления (в т.ч. проверки правильности определения таможенной стоимости, применения льгот и т.п.) предъявляется к декларантам и их уполномоченным представителям.

У иных лиц, которые уже на территории РФ приобрели в собственность или во владение выпущенные в свободное обращение товары (транспортные средства), солидарная ответственность по уплате таможенных платежей возникает в прямо оговоренных случаях (нарушение временного ввоза ТС, незаконный ввоз ТС без таможенного оформления, подробнее ниже, п. 1).

При этом с 01.04.2024 изменены правила расчета утилизационного сбора (УТС) в отношении ТС, ввозимых из стран - членов ЕАЭС. Фактически новая формула расчета УТС направлена на доплату таможенных платежей (пошлин и налогов), уплаченных при ввозе ТС из третьих стран на территорию государств - членов ЕАЭС, в случае занижения таможенной стоимости ввозимого ТС или неверного исчисления акциза (подробнее ниже, п. 2).

При этом доплачивать таможенные платежи в составе УТС при ввозе ТС, растаможенного в стране - члене ЕАЭС, должно лицо, которое ввезло ТС на территорию РФ.

Так, в п. 15.1 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания УТС указано, что в случае, если в течение трех лет с момента ввоза ТС после уплаты УТС и (или) проставления соответствующей отметки либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты УТС, таможенные органы информируют плательщика УТС о необходимости уплаты УТС и сумме неуплаченного УТС (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления.

Плательщиком УТС признается лицо, которое ввозит ТС на территорию РФ.

По нашему мнению, в данном случае нет основания для применения абзаца 4 п. 3 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ, в соответствии с которым плательщиками УТС являются лица, которые приобрели на территории РФ ТС у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора. Однако подтверждающих данный вывод разъяснений не обнаружено.

 

1. Уплата таможенных платежей

Транспортные средства из третьих стран, проходящие таможенную процедуру выпуска на территории государства - члена ЕАЭС, впоследствии используемые на территории РФ, должны быть задекларированы с уплатой ввозных таможенных пошлин по ставкам, предусмотренным Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза (далее - ЕТТ ЕАЭС).

В силу части 1 статьи 55 ТК ЕАЭС, части 1 статьи 30 Закона N 289-ФЗ обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исполняется плательщиком таможенных пошлин, налогов, лицами, которые в соответствии с Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Лица, которые несут солидарную ответственность, прямо указаны в ТК ЕАЭС, Законе N 289-ФЗ. Это - таможенный представитель, поручитель, уполномоченное декларантом лицо.

У лиц, которые не являются декларантами и приобрели в собственность или во владение выпущенные таможней товары уже на территории РФ, солидарная ответственность возникает:

- в случае нарушения условий временного ввоза товаров для личного пользования (п. 9 ст. 268 ТК ЕАЭС, ч. 4 ст. 193 Закона N 289-ФЗ);

- при участии в незаконном перемещении товаров; при приобретении товаров - лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности их ввоза на таможенную территорию Союза (п. 2 ст. 56 ТК ЕАЭС и ч. 14 ст. 73 Закона N 289-ФЗ, смотрите также п. 26 постановления Пленума ВС РФ от 26.11.2019 N 49, определение ВС РФ от 01.02.2018 N 305-КГ17-16017 по делу N А40-174421/2016.).

В иных случаях если в ходе таможенного контроля выявится неверное исчисление таможенных платежей (например, в связи с занижением таможенной стоимости; применением льгот и т.п.), по нашему мнению, претензии предъявляются декларанту. Собственники товара не являются лицами, которые солидарно несут ответственность по уплате таможенных платежей. Примеры судебной практики, подтверждающие обратное, не обнаружены.

Судебная практика показывает, что проблемы возникают с иностранными автомобилями, ввезенными с территории Республики Армения, самими физическими лицами (апелляционное определение СК по административным делам Калининградского областного суда от 15 ноября 2023 г. по делу N 33а-5982/2023, решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 28 сентября 2023 г. по делу N 2а-160/2023, Вопрос: О процедуре растаможки автомобиля из Республики Армения, которое будет ввозиться через Республику Северная Осетия - Алания (ответ Федеральной таможенной службы)). Это связано с переходными положениями Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, (смотрите пункт 40 приложения N 3). При присоединении Киргизии также действовали переходные положения, перечисленные в Протоколе об условиях и переходных положениях по применению Кыргызской Республикой Договора о ЕАЭС, в частности, для ввозимых автомобилей пониженные ставки действовали по 2020 год.

Поэтому при покупке автомобиля из государства ЕАЭС рекомендуем получить у продавца документы, подтверждающие, что этот автомобиль был выпущен в свободное обращение (ИМ-40 в графе 1) с полной уплатой ввозной пошлины, а не по пониженной ставке или с применением таможенной льготы, предусмотренных национальным законодательством государства - члена ЕАЭС, а не ЕТТ ЕАЭС.

 

2. Уплата утилизационного сбора (УТС)

УТС не относится к таможенным платежам или сборам (не установлен Таможенным кодексом ЕАЭС, Законом N 289-ФЗ). Однако контроль его уплаты возложен на таможенные органы, а сама уплата осуществляется лицом, которое осуществляет ввоз ТС в РФ.

Плательщики УТС определены только в п. 3 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ. Это, в частности, лица, которые:

- осуществляют ввоз ТС в РФ (абзац второй п. 3 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ). При ввозе ТС в РФ УТС уплачивается вне зависимости от факта уплаты утилизационного или аналогичного ему сбора в государстве - члене ЕАЭС (ни Законом N 89-ФЗ, ни постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. N 1291 иное не установлено);

- приобрели ТС у лиц, который законно уплатили утилизационный сбор (в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ) или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационный сбор (абзац 4 п. 3 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ).

Взимание УТС с указанных лиц с 29.10.2023 осуществляет ФТС вне зависимости от даты ввоза ТС, в обязанности которой входит внесение отметок об уплате сбора в паспорт транспортного средства (или в электронный паспорт) (п. 7 Правил, письмо ФНС России от 01.12. 2023 N КВ-4-3/15124@, информация ФТС России от 27.10.2023).

Плательщики УТС исчисляют его с применением коэффициентов, установленных Перечнем видов и категорий ТС, а также размеров УТС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. N 1291, и уплачивают сбор самостоятельно.

Механизм "доплаты" УТС предусмотрен для ТС, которые были ввезены физлицами в РФ для личного пользования и в отношении которых УТС был рассчитан по льготным ставкам для физлиц. УТС доплачивается до обычной ставки "в случае, если до истечения 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера в отношении этого ввезенного колесного транспортного средства указанным лицом оно отчуждено в собственность иного лица" (второй абзац п. 5 Правил, сноска 8 к Перечню).

Под транспортным средством, ввезенным для личного пользования в РФ, понимается транспортное средство, ввезенное в РФ физическим лицом, в отношении которого одновременно соблюдаются следующие условия:

1) ТС ввезено плательщиком УТС, который в расчете суммы УТС указал, что ТС предполагается к использованию для личного пользования;

2) ТС в течение 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера зарегистрировано на плательщика УТС;

3) таможенные пошлины, налоги уплачены по единым ставкам либо в виде совокупного таможенного платежа в порядке, определенном главой 37 ТК ЕАЭС*(1), или оформлены документы, подтверждающие право собственности плательщика утилизационного сбора на транспортное средство, до 29 октября 2023 г. (включительно) и свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства в соответствии с требованиями ТР ТС "О безопасности колесных транспортных средств" - до 21 декабря 2023 г.

УТС после 01.04.2024 (постановление Правительства РФ от 13 февраля 2024 г. N 152).

Если раньше УТС исчислялся по формуле: базовая ставка и коэффициент расчета размера утилизационного сбора, установленные перечнем независимо от страны, из которой ТС ввозится, то с 01.04.2024, в отношении ТС, выпущенного таможенными органами на территории ЕАЭС по ставкам ввозных таможенных пошлин ЕТТ ЕАЭС, сумма сбора исчисляется по формуле:

УС = УСед + Ктп + Кндс + Ка,

где:

УСед - сумма УТС, рассчитанная в соответствии с Перечнем (базовая ставка х коэффициент, предусмотренный для конкретной позиции Перечнем);

Ктп - сумма, равная разнице между таможенной пошлиной, рассчитанной исходя из нижней границы средней стоимости, указанной в перечне автомобилей, формируемом Минпромторгом РФ, публикуемом на официальном сайте Минпромторга РФ не реже одного раза в квартал (далее - Перечень средней стоимости ТС, в настоящее время нет информации о таком Перечне), и таможенной пошлиной, указанной в Декларации на товар (пересчитанной в рубли по курсу на дату подачи расчета УТС). Или сумма, равная разнице между таможенной пошлиной, рассчитанной исходя из объема двигателя, указанного в одобрении типа ТС (одобрении типа шасси) или свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства, и уплаченной таможенной пошлиной, указанной в Декларации на товар (пересчитанной в рубли по курсу ЦБ РФ на дату подачи расчета УТС) (в случае уплаты таможенной пошлины по единым ставкам либо в виде совокупного таможенного платежа в порядке, определенном главой 37 ТК ЕАЭС). Отрицательное значение Ктп признается равным нулю;

Кндс - сумма, равная разнице между НДС, рассчитанным исходя из нижней границы средней стоимости, указанной в Перечне средней стоимости ТС, и уплаченным НДС, указанным в Декларации на товар, рассчитанным в рублях по курсу ЦБ РФ на дату подачи расчета УТС. Отрицательное значение Кндс признается равным нулю;

Ка - сумма, равная разнице между суммой акциза, рассчитанного исходя из мощности двигателя, указанной в одобрении типа ТС (одобрении типа шасси) или свидетельстве о безопасности конструкции ТС, и уплаченной суммой акциза, указанной в Декларации на товар, рассчитанной в рублях по курсу ЦБ РФ на дату подачи расчета УТС. Отрицательное значение Ка признается равным нулю*(2).

Таким образом, формула расчета УТС направлена на доплату таможенных платежей (пошлин и налогов), уплаченных при ввозе ТС из третьих стран на территорию государств - членов ЕАЭС в случае занижения таможенной стоимости ввозимого ТС.

При этом доплачивать таможенные платежи в составе УТС при ввозе ТС, растаможенного в стране - члене ЕАЭС, должно лицо, которое ввозит ТС на территорию РФ. Именно это лицо самостоятельно исчисляет сумму УТС и подает в ФТС одновременно с декларацией на товары документы, предусмотренные пп. 11 и 11.4-11.6 Правил, в частности:

- Расчет суммы УТС;

- копии платежных документов об уплате УТС.

Документы при ввозе ТС из стран ЕАЭС представляются не позднее:

- пятого рабочего дня со дня фактического пересечения ТС государственной границы РФ, но не позднее дня постановки на государственный учет этого ТС или

- дня постановки на государственный учет ТС (в случае, если оно ввезено физлицом для личного пользования в РФ и до истечения 12 мес. с даты оформления таможенного приходного ордера в отношении этого ввезенного колесного транспортного средства отчуждено указанным лицом в собственность иного лица).

На основании представленных документов таможенный орган осуществляет проверку правильности исчисления суммы УТС, факт уплаты УТС и выдает плательщику (или его уполномоченному представителю) таможенный приходный ордер. Или проставляет на бланке паспорта отметку об основании неуплаты УТС либо направляет соответствующие сведения администратору для внесения в электронный паспорт.

На бланке паспорта ТС проставляется отметка об уплате УТС или отметка об основании неуплаты УТС (вносится информация в электронный паспорт).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

- Домашняя правовая энциклопедия. Автомобиль. Утилизационный сбор;

- Вопрос: Кто уплачивает утилизационный сбор при приобретении на территории РФ автомобиля у собственника, который ввез его после 01.08.2023 в РФ для использования в личных целях? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2023 г.) (с учетом информации Министерства промышленности и торговли РФ от 3 января 2024 г.)

- Вопрос: Уплата утилизационного сбора при ввозе автомобиля, в отношении которого утилизационный сбор уплачивался в Республике Казахстан (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2023 г.);

- информация Федеральной таможенной службы от 14 сентября 2023 г. "Список продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), в отношении которой при помещении под таможенные процедуры подтверждается соблюдение мер технического регулирования" (на ТС должно быть одобрение типа транспортного средства или одобрение типа шасси или свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каткова Ольга

Ответ прошел контроль качества

1 марта 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной устной консультации, оказанной в рамках услуги Советы экспертов. Проверки, налоги, право.

-------------------------------------------------------------------------

 

*(1) Порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования регулируется главой 37 ТК ЕАЭС и решением Совета ЕЭК от 20.12.2017 N 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования".

Чтобы иностранный товар приобрел статус товара Союза, его владелец должен осуществить таможенное декларирование и уплатить таможенные платежи по ставкам приложения N 2 к Решению N 107.

Таможенные платежи в отношении товаров для личного пользования исчисляются таможенным органом, производящим выпуск таких товаров, на основании сведений, заявленных декларантом при таможенном декларировании, а также по результатам проведения таможенного контроля (п. 25 ст. 266 ТК ЕАЭС).

При этом стоимость товаров для личного пользования заявляется в пассажирской таможенной декларации при таможенном декларировании товаров для личного пользования на основании стоимости, указанной в чеках, счетах, на бирках и ярлыках или в иных документах о приобретении таких товаров, содержащих сведения о стоимости товаров для личного пользования (п. 1 ст. 267 ТК ЕАЭС).

 

*(2) При представлении Расчета УТС плательщик должен представить Декларацию на товары, пассажирскую таможенную декларацию (далее - ДТ), в соответствии с которой ТС приобрели статус товаров ЕАЭС (выпущены таможенным органом государства - члена ЕАЭС), т.к. в ней указываются суммы, необходимые для определения Ктп,Кндс и Ка.

При этом случаи, когда вместе с Расчетом УТС подается ДТ, в соответствии с которой ТС приобрели статус товаров ЕАЭС (выпущены таможенным органом государства - члена ЕАЭС), в Правилах N 1291 остались прежними: ДТ подается в случае ввоза в РФ с территории государства - члена ЕАЭС ТС, в отношении которых уплачены ввозные таможенные пошлины по ставкам, отличающимся от ставок ввозных таможенных пошлин ЕТТ ЕАЭС, или таможенные пошлины, налоги по ставкам, отличающимся от единых ставок таможенных пошлин, налогов, установленных приложением N 2 к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. N 107 (п. 11.4 Правил), или в отношении которых установлены тарифные льготы либо освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов (п. 11.6 Правил).