С 1 марта 2023 года вступили в действие новые правила заполнения путевых листов: на смену действовавшему с 2020 года приказу Минтранса России от 11 сентября 2020 года № 368 пришел новый приказ от 28 сентября 2022 года № 390, который утвердил обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов на ближайшие шесть лет. Среди изменений, в частности, исключение обязательных реквизитов путевого листа – наименования и номера, а также отмена обязанности ведения журналов регистрации путевых листов.
Однако контрольные органы, как правило, проверяют предшествующие периоды, когда действовал Приказ № 368. И фиксируют в качестве нарушения в том числе отсутствие нумерации путевых листов и их регистрации в специальном журнале.
Судебная практика последних месяцев позволяет заметить, что указанные нарушения далеко не единичные. Да и в целом органы контроля выявляют большое количество серьезных нарушений, связанных с оформлением путевых листов. А поскольку при эксплуатации автомобиля путевой лист является первичным учетным документом; на основании которого начисляется заработная плата водителю и списываются ГМС, ревизоры признают расходы необоснованными или незаконными, требуют возмещения бюджетных средств и наказывают должностных лиц...
В одном из случаев в ходе проверки казначейство установило, что учреждение составляло акты о списании ГСМ на основании путевых листов, оформленных с грубыми нарушениями:
не заполнены строки выезда транспортного средства с места постоянной стоянки и его заезда на стоянку;
в строке "Водитель" указаны две фамилии, при том, что согласно действовавшим в проверяемом периоде правилам, впрочем, как и сейчас, если транспортное средство используется посменно несколькими водителями, то на каждого водителя должен быть оформлен отдельный путевой лист.
Во втором случае (решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 23 января 2023 г. по делу № 2-283/2023) при проверке организации контрольно-счетная палата в числе прочего выявила массу недостатков в части работы с путевыми листами. Следствием допущенных нарушений стали необоснованные расходы на ГСМ и аренду транспортных средств, а также незаконные выплаты водителю. А акте проверки ревизоры отметили следующие грубые нарушения в оформлении:
путевые листы не содержат обязательного реквизита – номера, не зарегистрированы в журналах учета движения путевых листов;
отсутствуют подписи механика, время возвращения автомобиля в гараж;
не указана информация о конкретном месте следования автомобиля – на оборотной стороне проставлена отметка "по городу". Отсутствие адреса места отправления и назначения, названий посещаемых организаций, цели следования не позволяет подтвердить производственный характер поездок.
Кроме того, выяснилось, что бухгалтерия приняла к учету первичные документы – путевые листы, которыми оформлены не имевшие место факты хозяйственной жизни. Так, путевые листы были оформлены:
на дни, когда автомобилем якобы управлял водитель, фактически принятый на работу гораздо позднее;
на выходные дни, в которые водитель к работе не привлекался и, согласно табелю учета рабочего времени, не работал;
на выходные дни, в которые водитель якобы привлекался к работе с целью перевозки директора, тогда как сам директор в эти дни не работал.
Отчасти схожие нарушения выявили контролеры и при проверке еще одного учреждения. Путевые листы выдавались на неделю, к тому же заполнялись с нарушением установленного порядка:
не указан ОГРН,
не заполнены дата и время выезда с парковки и при возвращении,
не указаны показания одометра, движение горючего,
на оборотной стороне путевого листа указан пройденный километраж за день, но не указаны пункты назначения по маршруту следования.
Безответственность в отношении оформления путевых листов может стать также причиной "нецелевки". Ревизоры признали нецелевыми расходы на ГСМ, списанные в отсутствие путевых листов или на основании документов, оформленных с грубыми нарушениями:
не указаны показания одометра,
показания одометра имеют множественные неоговоренные исправления без подтверждения их подписью ответственного лица;
во всех путевых листах отсутствуют подписи должностного лица, ответственного за составление и проверку правильности оформления первичных учетных документов.
Учреждение возместило бюджету более 75 тыс. рублей "нецелевки", а затем обратилось в суд с намерением взыскать ущерб со своего работника, возглавлявшего комиссию, на которую были возложены обязанности проверки показаний одометра, правильности оформления путевых листов и пр. Однако суд отказал учреждению: во-первых, с этим работником не заключен договор о полной материальной ответственности, а во-вторых, ответственным за организацию учета и обеспечение контроля за документальным подтверждением расхода топлива в учреждении был назначен главный бухгалтер (Апелляционное определение СК по гражданским делам ВС Республики Саха (Якутия) от 15 августа 2022 г. по делу № 33-2780/2022).