порядка, согласно которому в отдельных случаях в связи с введением в отношении РФ ограничительных мер экономического характера допускаются – до 31 декабря 2022 года – ввод в оборот, оборот и вывод из него товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, без нанесения на них средств идентификации;
исключения в таких случаях на привлечение участников оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, к ответственности в соответствии с российским законодательством.
Соответствующий законопроект внесен кабмином в Госдуму 22 июня 2022 года.
В пояснительной записке к проекту отмечается, что в настоящее время – в связи с проводимой недружественными государствами санкционной политикой в отношении России и складывающейся экономической ситуацией – создается дополнительная финансовая и административная нагрузка на всех участников оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. Такая тенденция, в свою очередь, способна повлечь временную невозможность исполнения участниками оборота обязательств в сфере маркировки товаров средствами идентификации. В этой связи проектируемые нормы представляются дополнительной мерой поддержки таких участников оборота товаров. Предполагается, что принятие поправок предоставит хозяйствующим субъектам возможность выстраивать новые экономические, производственные и логистические процессы в сложившихся условиях.
Учитывая необходимость скорейшего принятия предлагаемой меры поддержки участников оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в законопроекте предусмотрен особый порядок вступления в силу соответствующего федерального закона – со дня его официального опубликования.
Напомним, ввод в оборот и сам оборот товара, в результате которых нарушаются требования об обязательной маркировке средствами идентификации, на территории России не допускаются (ч. 9 ст. 8 Закона № 381). Так, ч. 1 ст. 15.12 КоАП за совершение указанных действий предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб., а на юрлиц – от 50 тыс. до 100 тыс. руб. с конфискацией предметов административного правонарушения. Помимо этого, ст. 171.1 Уголовного кодекса установлена ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт товаров и продукции без маркировки или нанесения информации, предусмотренной российским законодательством. Указанные деяния наказываются штрафом в размере до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы (иного дохода осужденного) за период до двух лет, принудительными работами на срок до трех лет либо лишением свободы на тот же срок с одновременным назначением штрафа.