2NDFL.RU
















 22.06.2022

ссылка на статью: бухвести.рф/153454

АНО ОСНО приобретает сувенирную продукцию на целевые средства жертвователей. Денежные средства находятся на счете АНО. При покупке АНО не возмещает НДС из бюджета. Сувенирная продукция раздается в рекламных целях на выставках неопределенному кругу лиц. АНО не ведет коммерческую деятельность. Полученные пожертвования не принимаются в качестве дохода организации. Стоимость переданных сувениров c логотипом организации - менее 100 руб.
Каковы налоговые последствия в части НДФЛ и налога на прибыль в данном случае?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемом случае при передаче рекламных сувениров не возникает ни доходов, ни расходов при исчислении налога на прибыль.
НДФЛ в данном случае не возникает.

Обоснование позиции:
Реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", далее - Закон о рекламе).
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана, и на восприятие которых реклама направлена (письма ФНС России от 05.04.2007 N АЦ/4624, от 05.09.2011 N ЕД-4-3/14401@).
При этом согласно п. 2 ст. 3 Закона о рекламе объектом рекламирования могут являться товары, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (п. 3 ст. 3 Закона о рекламе).
Как видно, объектом рекламирования могут быть не только товары, но и продавцы товаров, а также любая информация об организации, которая будет формировать или поддерживать к ней интерес. В силу ст. 9 Закона о рекламе стимулирующим мероприятием является проведение конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара. Определить характер мероприятия в качестве рекламного в зависимости от условий его проведения и оформления вправе только его организатор.
Также обратим внимание на письмо Федеральной антимонопольной службы от 24.05.2021 N АК/41745/21 "О квалификации в качестве рекламы информации о бесплатных услугах, оказываемых некоммерческой организацией". Здесь сообщалось, что в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе, данный Закон не распространяется на объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Поскольку НКО в силу п. 1 ст. 50 ГК РФ являются юридическими лицами, то положения п. 6 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе в полной мере применимы к информации о некоммерческих организациях. Следовательно, информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к деятельности некоммерческой организации, не являющейся предпринимательской деятельностью, рекламой не является, и требования Закона о рекламе на такую информацию не распространяются.

Налог на прибыль

При формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций некоммерческие организации вправе не учитывать доходы, установленные ст. 251 НК РФ.
К таким доходам согласно п. 2 ст. 251 НК РФ относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению, в частности, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, медицинским, образовательным организациям, организациям социального обслуживания и другим аналогичным организациям, благотворительным и научным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 ГК РФ.
Таким образом, доход в виде имущества, переданного по договору пожертвования некоммерческим организациям, указанным в ст. 582 ГК РФ, на ведение уставной деятельности, не учитывается у последних при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций (смотрите письмо Минфина России от 09.04.2018 N 03-03-06/3/23273).
Как следует из вопроса, АНО не учитывает в доходах сумму пожертвования, соответственно, полагаем, что эти суммы передаются организации на уставные цели.
В отношении передачи сувениров на выставке отметим следующее.
Поскольку безвозмездная передача имущества не образует дохода у организации, определяемого в соответствии со ст.ст. 249 и 250 НК РФ, то и налоговой базы для целей исчисления налога на прибыль у передающей стороны не возникает.
Согласно п. 16 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей (смотрите также письма Минфина России от 12.02.2020 N 03-03-06/1/9419, от 27.12.2019 N 03-03-07/102491, от 04.04.2018 N 03-03-06/1/21862).
Кроме того, при расчете налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы, произведенные НКО за счет средств целевых поступлений, поскольку налогоплательщики вправе учитывать при формировании налогооблагаемой прибыли только те расходы, источником покрытия которых являются доходы, полученные от коммерческой деятельности, а также от иной приносящей доход деятельности, при условии, что такие доходы подлежат признанию в налоговом учете (письма Минфина России от 18.10.2019 N 03-03-07/80304, от 07.09.2018 N 03-03-06/3/64002). То есть полученные налогоплательщиком средства целевых поступлений не учитываются в составе доходов для целей налогообложения прибыли у НКО, а расходы, произведенные за счет этих средств, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

НДФЛ

В соответствии с п. 1 ст. 41 НК РФ доходом в целях применения главы 23 НК РФ признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с указанной главой НК РФ.
Согласно абзацу 2 п. 28 ст. 217 НК РФ стоимость подарков, полученных налогоплательщиком от организаций, не подлежит обложению НДФЛ в случае, если за налоговый период (календарный год) полученные по такому основанию доходы не превысят 4000 руб.
Налоговыми агентами признаются, в частности, российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщики получили доход (в том числе в натуральной форме), облагаемый НДФЛ (пп. 1, 2 ст. 226, п. 1 ст. 210, подп. 2 п. 2 ст. 211 НК РФ).
Относительно доходов, указанных в абзаце 2 п. 28 ст. 217 НК РФ, не превышающих 4000 руб. за налоговый период по каждому из физических лиц, организация не признается налоговым агентом. В таких случаях на нее не возлагается обязанность исчисления, удержания у налогоплательщика и перечисления в бюджет НДФЛ (письма ФНС России от 19.01.2017 N БС-4-11/787@, от 02.07.2015 N БС-4-11/11559@).
В то же время обращаем внимание на письмо Минфина России от 05.10.2005 N 03-05-01-04/283 (c данным письмом можно ознакомиться в сети Интернет), в котором указано, что полиграфическая продукция (буклеты, листовки, брошюры, каталоги продукции и т.п.), содержащая информацию о компании, ее товарах, идеях, начинаниях, не несет сама по себе для физических лиц никакой экономической выгоды, поэтому не может быть признана их доходом.
Однако сувенирную продукцию (футболки, кепки, ручки и т. д.) следует отличать от полиграфической, которая, в свою очередь, приносит экономическую выгоду его приобретателю.
По мнению представителей финансового ведомства, в общем случае организации в регистрах налогового учета следует вести персонифицированный учет доходов, полученных физическими лицами от организации, в частности, в виде стоимости подарков. Такой учет необходимо вести по всем физическим лицам, независимо от стоимости подарков и наличия (отсутствия) трудовых отношений с одаряемыми (п. 1 ст. 230 НК РФ, письма Минфина России от 20.01.2017 N 03-04-06/2650, от 08.05.2013 N 03-04-06/16327, от 02.03.2012 N 03-04-06/9-54, от 07.02.2011 N 03-04-06/6-18, ФНС России от 02.07.2015 N БС-4-11/11559@). Это позволит в общем случае отследить момент, когда в отношении определенного физического лица у организации возникнут обязанности налогового агента.
Однако в данной ситуации при раздаче сувениров, стоимость которых не превышает 4000 руб., передача в дальнейшем каких-либо иных доходов, в результате которых доход физлиц превысит указанный порог, скорее всего, маловероятна. Поэтому мы полагаем требование о ведении персонифицированного учета дохода каждого физлица избыточным. Во всяком случае, учитывая малую стоимость сувениров, считаем риск каких-либо попыток налоговых органов доначислить НДФЛ получателям низким.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Пивоварова Марина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации "Содружество" Мельникова Елена

6 июня 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.