13.10.2021

ссылка на статью: бухвести.рф/149178

Организация приобрела лицензионные участки для поиска, оценки месторождений полезных ископаемых, разведки полезных ископаемых, геологического изучения и осуществляет расчет по регулярным платежам за пользование недрами. Все затраты на поиск, оценку, геологическое изучение в учете отражаются на счете 08.11 "Нематериальные поисковые активы". На какой счет учета в бухгалтерском учете отражать начисление регулярных платежей за пользование недрами, если доходной части еще нет, только формируется нематериальный поисковый актив, и на основании какого нормативного документа? Можно ли отразить данные регулярные платежи на счете 08.11 на основании п. 4, 11, 13 ПБУ 24/2011?

 

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация вправе отразить расходы в виде регулярных платежей за пользование недрами на счете 08, субсчет "Нематериальные поисковые активы".

Обоснование позиции:
Порядок формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности организации информации о затратах на освоение природных ресурсов установлен ПБУ 24/2011 "Учет затрат на освоение природных ресурсов" (далее - ПБУ 24/2011).
Так, согласно п. 4 ПБУ 24/2011 организация устанавливает виды поисковых затрат, признаваемые внеоборотными активами (смотрите также Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2012 год (приложение к письму Минфина России от 09.01.2013 N 07-02-18/01)).
При этом в силу п. 6 ПБУ 24/2011 поисковые затраты, относящиеся в основном к приобретению (созданию) объекта, имеющего материально-вещественную форму, признаются материальными поисковыми активами. Иные поисковые активы признаются нематериальными поисковыми активами.
На основании п. 9 ПБУ 24/2011 материальные и нематериальные поисковые активы учитываются на отдельных субсчетах к счету 08 "Вложения во внеоборотные активы" (например, на субсчетах "Материальные поисковые активы" и "Нематериальные поисковые активы").
В соответствии с п. 8 ПБУ 24/2011 к нематериальным поисковым активам, как правило, относятся:
- право на выполнение работ по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и (или) разведке полезных ископаемых, подтвержденное наличием соответствующей лицензии;
- информация, полученная в результате топографических, геологических и геофизических исследований;
- результаты разведочного бурения;
- результаты отбора образцов;
- иная геологическая информация о недрах;
- оценка коммерческой целесообразности добычи.
Как видно из формулировки, перечень объектов, относящихся к нематериальным поисковым активам, носит открытый характер.
В анализируемой ситуации речь идет о расходах в виде регулярных платежей за пользование недрами, т.е. фактически о платежах за право пользования недрами.
По сути, такие расходы к материальным поисковым активам не относятся (п. 7 ПБУ 24/2011, смотрите также письмо Минфина России от 05.11.2013 N 03-05-05-01/47018).
С учетом положений пп. 4, 13 ПБУ 24/2011, а также п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" представляется, что организация, закрепив соответствующие нормы в учетной политике, вправе отнести к нематериальным поисковым затратам расходы в виде платежей за право пользования недрами и не признавать их расходами по обычным видам деятельности. Иными словами, мы придерживаемся позиции, что учет названных выше платежей возможно в настоящее время вести на счете 08, субсчет "Нематериальные поисковые активы".
Косвенно сказанное подтверждается в письме Минфина России от 03.10.2016 N 03-06-06-01/57297, из которого можно сделать вывод, что до подтверждения коммерческой целесообразности добычи регулярные платежи за пользование недрами учитываются в соответствии с ПБУ 24/2011.
Данный вариант учета согласуется и с положениями п. 9 Международного стандарта финансовой отчетности (IFRS) 6 "Разведка и оценка запасов полезных ископаемых", из которого, в частности, следует, что к затратам, включаемым в первоначальную оценку активов, связанных с разведкой и оценкой, относятся и затраты на приобретение прав на разведку.
Иных разъяснений уполномоченных органов нами не обнаружено. Высказанная нами позиция является нашим экспертным мнением и не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном выше ответе.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Ответ прошел контроль качества

24 сентября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.