15.09.2021

ссылка на статью: бухвести.рф/148598

Действующий сотрудник МЧС (ФПС) занимается преподавательской деятельностью по гражданско-правовому договору (далее - ГПД). В ГПД прямо указано: преподавательская деятельность. В Уставе организации, в которой подрабатывает действующий сотрудник МЧС (ФПС), указано, что основным видом деятельности является реализация общеобразовательных программ, программ профессионального обучения. Правомерность заключения вышеуказанного ГПД поставлена под вопрос ведомством, исходя из положений п. 4 ст. 34 Федерального закона "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В соответствии с указанной нормой работа сотрудников федеральной противопожарной службы по совместительству не допускается, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, которая не приводит к возникновению конфликта интересов и не влечет за собой ухудшения выполнения сотрудником служебных обязанностей. При этом, в соответствии со ст. 282 ТК РФ, совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Следовательно, работа по ГПД совместительством не является, так как ГПД не является трудовым договором. Требованием ведомства является заключение трудового договора по совместительству и исключение ГПД. Прямой запрет на осуществление преподавательской деятельности действующим сотрудником МЧС (ФПС) не по совместительству, а на основании ГПД в Федеральном законе "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не содержится. При этом, в соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Форма правоотношений между работодателем и лицом, осуществляющим преподавательскую деятельность, указанным законом не установлена, то есть запрет на заключение ГПД в данной норме также отсутствует. Следует также отметить, что в соответствии с п. 4 ст. 34 Федерального закона "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" об осуществлении такой деятельности (по совместительству) сотрудник обязан уведомить в письменной форме непосредственного руководителя (начальника). Следовательно, получение разрешения ведомства на осуществление деятельности по совместительству, а также непосредственное предоставление заключенного договора в ведомство законом не предусмотрено.
Правомерно ли требование ведомства о заключении действующим сотрудником МЧС (ФПС) именно трудового договора по совместительству на осуществление преподавательской деятельности? Правомерно ли заключение действующим сотрудником МЧС (ФПС) гражданско-правового договора на осуществление преподавательской деятельности с образовательной организацией?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Требования МЧС неправомерны; действующее законодательство не ограничивает сотрудников федеральной противопожарной службы в возможности осуществления деятельности на основании договоров гражданско-правового характера.

Обоснование вывода:
По общему правилу граждане РФ свободны в заключении договоров (п. 1 ст. 421 ГК РФ) и в распоряжении своим трудом (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ). Вместе с тем права и свободы могут быть ограничены федеральными законами в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, п. 2 ст. 1 ГК РФ).
Так, в частности, ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ (далее - Закон N 141-ФЗ) устанавливает запрет на работу сотрудников федеральной противопожарной службы по совместительству, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, которая не приводит к возникновению конфликта интересов и не влечет за собой ухудшения выполнения сотрудником служебных обязанностей.
При этом из приведенной нормы не следует ограничение права сотрудника федеральной противопожарной службы на осуществление деятельности на основании гражданско-правового, а не трудового договора. Сравните, например, с п. 7 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ, который запрещает военнослужащим заниматься любой иной оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы. Подобного рода ограничений для сотрудников федеральной противопожарной службы нами в нормативных актах не обнаружено. Соответственно, на наш взгляд, законодательство не запрещает указанным сотрудникам осуществлять оплачиваемую деятельность на основании договора гражданско-правового характера. В качестве ограничения в этой части выступает только необходимость служащего не допускать возникновения конфликта интересов (п. 13 ч. 1 ст. 12 Закона N 141-ФЗ, ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ).
Отметим, что в федеральной противопожарной службе предусмотрено прохождение в том числе и военной службы (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ). Однако на военнослужащих федеральной противопожарной службы Закон N 141-ФЗ не распространяется (ч. 2 ст. 1 Закона N 141-ФЗ), поэтому исходя из формулировки вопроса и в отсутствие специальных уточнений мы исходим из того, что речь в вопросе идет не о военнослужащем.
Кроме того, даже если бы в законе и имелся запрет на осуществление сотрудником федеральной противопожарной службы деятельности на основании гражданско-трудового договора, речь могла бы идти только о необходимости прекращения незаконно заключенного с таким сотрудником договора. Если в реальности между сторонами сложились гражданско-правовые отношения, они не могут являться предметом трудового договора. Соответственно, требование о заключении трудового договора, фактически регулирующего гражданско-правовые отношения, в любом случае представляется нам незаконным.
Также обращаем внимание на то, что государственные служащие (в том числе сотрудники федеральной противопожарной службы) не относятся к лицам, занимающим государственные должности (смотрите Указ Президента РФ от 11.11.1995 N 32 "О государственных должностях Российской Федерации"). Соответственно, ограничение, предусмотренное п. 3 ч. 3 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ, на сотрудников федеральной противопожарной службы не распространяется.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сутулин Павел

Ответ прошел контроль качества

27 августа 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.