23.03.2021

ссылка на статью: бухвести.рф/144412

В декабре 2020 года коммерческая организация, являющаяся субъектом малого предпринимательства, приобрела нематериальный актив - исключительные права на программу для ЭВМ. Достоверно определить срок его полезного использования не представляется возможным.
Нужно ли его амортизировать в бухгалтерском учете, самостоятельно определив срок полезного использования согласно п. 3 ст. 257, п. 2 ст. 258 НК РФ от двух лет? Нужно ли с 2021 года прекратить начисление амортизации по тем нематериальным активам, по которым до 01.01.2021 она начислялась (в том числе учитывая распоряжение Правительства РФ от 09.12.2020 N 3277-Р)? Нужно ли с 01.01.2021 продолжать начислять амортизацию в отношении нематериальных активов, по которым на 31.12.2020 уже нельзя достоверно определить срок полезного использования (первоначально был установлен срок полезного использования десять лет)?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если организация не может надежно определить срок полезного использования приобретенного нематериального актива (программы для ЭВМ), его следует квалифицировать в качестве нематериального актива с неопределенным сроком полезного использования, по которому амортизация в бухгалтерском учете не начисляется.
Нами не обнаружено нормативно-правовых актов, прямо препятствующих начислению организацией в данном случае с 01.01.2021 в бухгалтерском учете амортизации в отношении нематериальных активов, по которым до указанной даты она начислялась в установленном порядке. При этом организация должна с 01.01.2021 прекратить начисление амортизации в отношении таких активов в случае, если по итогам ежегодной проверки срока их полезного использования (на 31.12.2020) они признаются активами с неопределенным сроком полезного использования.

Обоснование вывода:
Правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о нематериальных активах (НМА) организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений) установлены ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов" (далее - ПБУ 14/2007).
При выполнении условий, установленных в п. 3 ПБУ 14/2007, к НМА относятся и программы для ЭВМ (п. 4 ПБУ 14/2007).
Согласно п. 23 ПБУ 14/2007 стоимость НМА с определенным сроком полезного использования погашается посредством начисления амортизации в течение срока их полезного использования, если иное не установлено указанным положением. По НМА с неопределенным сроком полезного использования амортизация не начисляется. Данное правило действует с 01.01.2008.
Таким образом, организация в данном случае должна амортизировать приобретенный НМА (программу для ЭВМ) в случае, если в отношении него возможно определить срок полезного использования. Заметим при этом, что организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может признавать расходы на приобретение (создание) объектов, которые подлежат принятию к бухгалтерскому учету в качестве НМА, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (п. 3.1 ПБУ 14/2007). На упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе претендовать и субъекты малого предпринимательства (ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета).
На основании п. 25 ПБУ 14/2007 срок полезного использования НМА определяется при его принятии к бухгалтерского учету. Сроком полезного использования является выраженный в месяцах период, в течение которого коммерческая организация предполагает использовать НМА с целью получения экономической выгоды. НМА, по которым невозможно надежно определить срок полезного использования, считаются НМА с неопределенным сроком полезного использования. Заметим, что согласно п. 88 МСФО (IAS) 38 "Нематериальные активы" организации следует рассматривать НМА как имеющий неопределенный срок полезного использования, если анализ всех уместных факторов указывает на отсутствие предсказуемых ограничений периода, на протяжении которого, как ожидается, этот актив будет создавать для организации чистые денежные притоки.
Определение срока полезного использования НМА производится исходя из (п. 26 ПБУ 14/2007):
- срока действия прав организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом;
- ожидаемого срока использования актива, в течение которого организация предполагает получать экономические выгоды.
Для отдельных видов НМА срок полезного использования может определяться исходя из количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования активов этого вида (п. 25 ПБУ 14/2007).
Срок полезного использования НМА не может превышать срок деятельности организации.
Как следует из условий рассматриваемой ситуации, организация не может надежно определить срок полезного использования приобретенного НМА (программы для ЭВМ), поэтому его следует квалифицировать в качестве НМА с неопределенным сроком полезного использования, по которому амортизация не начисляется.
Заметим, что ПБУ 14/2007 не содержит правил, устанавливающих возможность определения срока полезного использования НМА согласно нормам главы 25 НК РФ, регулирующей вопросы налогообложения прибыли организаций. В этой связи считаем, что в целях ведения бухгалтерского учета организация в данном случае не может на основании п. 3 ст. 257, п. 2 ст. 258 НК РФ самостоятельно установить срок полезного использования НМА (программы для ЭВМ) от двух лет (также и десять лет как для НМА, по которому невозможно определить срок полезного использования) и начать амортизировать его.
Следует учитывать, что в отношении НМА с неопределенным сроком полезного использования организация ежегодно должна рассматривать наличие факторов, свидетельствующих о невозможности надежно определить срок для данного актива. В случае прекращения существования указанных факторов организация определяет срок полезного использования данного НМА и способ его амортизации. Возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности как изменения в оценочных значениях (п. 27 ПБУ 14/2007, смотрите также ПБУ 21/2008 "Изменения оценочных значений"). По мнению Минфина России, изложенному в письме от 28.01.2010 N 07-02-18/01, указанная проверка должна осуществляться по объектам НМА, числящимся в бухгалтерском учете по состоянию на 31 декабря отчетного года вне зависимости от даты принятия их к учету. Таким образом, статус объекта, который изначально был учтен в группе активов с неопределенным сроком использования, может быть изменен (смотрите также письмо Минфина России от 30.06.2020 N 07-01-10/56241).
Нами не обнаружено нормативно-правовых актов, прямо препятствующих начислению с 01.01.2021 в бухгалтерском учете коммерческих организаций амортизации в отношении НМА, по которым до указанной даты она начислялась в установленном порядке. Не препятствует этому и упомянутое в вопросе распоряжение Правительства РФ от 09.12.2020 N 3277-Р, которое не накладывает соответствующих ограничений.
При этом, по нашему мнению, коммерческая организация должна с 01.01.2021 прекратить начисление амортизации в отношении таких активов в случае, если по итогам ежегодной проверки срока их полезного использования (на 31.12.2020) они признаются НМА с неопределенным сроком полезного использования (пп. 23, 27 ПБУ 14/2007).

К сведению:
С 01.01.2021 произошли изменения в подходе к амортизации НМА с неопределенным сроком полезного использования организациями бюджетной сферы, которые не актуальны для организации в рассматриваемой ситуации (подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Срок полезного использования нематериальных активов (для бюджетной сферы)).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

10 марта 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.