20.02.2021

ссылка на статью: бухвести.рф/143696

Организация в 2020 году заключила договор с центром занятости населения о предоставлении субсидии на возмещение расходов на оплату труда при организации общественных работ для граждан, ищущих работу и обратившихся в органы службы занятости, а также безработных граждан. Субсидия предоставлена из областного бюджета в рамках областных программ по стабилизации рынка труда и содействию занятости населения Челябинской области. ООО находится на ОСНО. Организация трудоустроила работников на три месяца, отчиталась перед распорядителем субсидии в положенный срок до 31.12.2020.
Как данные операции отразить в бухгалтерском и налоговом учете? На каком счете учитывается поступление субсидии? На какой счет отнести расходы по зарплате и взносам: на счета 20 (23, 25 и т.д.) или на счет 91?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Мы делаем вывод, что субсидия отражается в бухучете при поступлении на счете 91, без применения счета 86. Причина в том, что на момент заключения договора с центром занятости организация не обладает информацией о точном размере денежных средств, которые будут получены, субсидия предоставляется на финансирование уже понесенных организацией расходов.
Расходы на выплату зарплаты и взносов отражаются по выбору организации либо на счетах учета расходов по обычным видам деятельности, либо на счете 91.
В налоговом учете такая субсидия учитывается во внереализационных доходах единовременно на дату ее зачисления. Расходы, произведенные за счет субсидии, подлежат учету в целях налога на прибыль организаций в общеустановленном порядке.

Обоснование вывода:

Бухгалтерский учет

Средства, получаемые коммерческими организациями в виде государственной помощи, подлежат бухгалтерскому учету в соответствии с ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи".
В соответствии с п. 5 ПБУ 13/2000 организация принимает бюджетные средства, включая ресурсы, отличные от денежных средств, к бухгалтерскому учету по мере фактического получения средств либо при наличии следующих условий:
- имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и т.п.;
- имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.
Согласно п. 7 ПБУ 13/2000 бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету в соответствии с условиями, приведенными в п. 5 ПБУ 13/2000, отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п.
В соответствии с п. 9 ПБУ 13/2000 списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования производится на систематической основе.
Но в отношении бюджетных средств, предоставленных на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, п. 10 ПБУ 13/2000 установлено, что такие средства отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как прочие доходы (смотрите также письмо Минфина России от 30.05.2007 N 07-05-06/141).
Здесь как раз ситуация такова, что организация сначала предоставляет распорядителю субсидии подтверждение расходов (копии документов, подтверждающих трудоустройство, копии табелей и документов, подтверждающих расходы), а затем получает субсидию на возмещение этих расходов.
Т.е. на момент заключения договора с центром занятости организация не обладает информацией о точном размере денежных средств, которые будут ей получены, а перечисление субсидии происходит после выплат, т.е. субсидия предоставляется на финансирование уже понесенных организацией расходов. В этой связи мы делаем вывод, что при отражении организацией такой субсидии не нужно применять счет 86 "Целевое финансирование". Проводки:
Дебет 20 (23, 25, 91 и т.д.) Кредит 70
- начислена заработная плата;
Дебет 20 (23, 25, 91 и т.д.) Кредит 69
- начислены взносы с заработной платы;
Дебет 76, субсчет "Расчеты по субсидии" Кредит 91
- предоставленная субсидия отражена в составе прочих доходов;
Дебет 51 Кредит 76, субсчет "Расчеты по субсидии"
- отражено получение субсидии на расчетный счет.
В соответствии с п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" выбранную методику отражения бюджетных средств (без использования счета 86 "Целевое финансирование") целесообразно закрепить в учетной политике организации.
По вопросу отнесения расходов по зарплате и взносам на счета 20 (23, 25 и т.д.) или на счет 91, отмечаем следующее.
Как указано в п. 4 ПБУ 10/99 "Расходы организации", расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. При этом прочими расходами считаются расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности. Иным образом вопрос отнесения расходов к расходам по обычным видам деятельности или к прочим доходам законодательно не урегулирован. Полагаем, что организация на основании п.п. 2 и 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" вправе самостоятельно в учетной политике установить применяемую схему корреспонденции счетов, признавая расходы по общественным работам либо как расходы по обычным видам деятельности (на счетах 20 (25 и т.д.)), либо в качестве прочих расходов (с отражением на счете 91).

Налог на прибыль

На основании пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении подлежащей налогообложению прибыли не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
При этом субсидии, получаемые коммерческими организациями, в закрытом перечне средств целевого финансирования, содержащемся в указанном подпункте, не поименованы.
В силу абзаца 4 п. 4.1 ст. 271 НК РФ субсидии, полученные на компенсацию ранее произведенных расходов, не связанных с приобретением, реконструкцией (и т.п.) амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, учитываются единовременно на дату их зачисления (письма Минфина России от 02.09.2020 N 03-03-05/76880, от 07.07.2020 N 03-03-05/58537, от 25.06.2020 N 03-03-05/54635, от 22.05.2020 N 03-03-05/42838, от 10.03.2020 N 03-03-07/17264, от 28.02.2020 N 03-03-06/1/14801 и др.)
Из разъяснений Минфина и ФНС следует, что субсидии, полученные коммерческими организациями на возмещение (финансирование) затрат, должны принимать участие в расчете налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов на основании п. 8 ст. 250 НК РФ как безвозмездно полученные денежные средства (смотрите, например, письмо Минфина России от 31.08.2012 N 03-03-06/1/445, письмо УФНС России по г. Москве от 17.02.2012 N 16-15/014076@).
Что касается учета расходов, то расходы, осуществленные за счет средств полученной субсидии, не учитываются в целях налогообложения только при условии применения пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ (когда субсидия не включается в состав доходов, п. 1 ст. 252, п. 49 ст. 270 НК РФ). Если же суммы полученной субсидии в налоговом учете отражаются в составе доходов, то и расходы можно признать в составе налоговых затрат в общеустановленном порядке (смотрите, например, письмо Минфина России от 31.08.2012 N 03-03-06/1/445). Мы делаем вывод, что расходы на зарплату и взносы по общественным работам можно учесть как косвенные, без распределения на остатки незавершенного производства.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: ООО и казенное учреждение "Центр занятости" заключили договор о предоставлении целевой субсидии на финансовое обеспечение при реализации программ развития организации, расходов на частичную оплату труда работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, выпускников профессиональных образовательных организаций и безработных граждан. ООО ежемесячно получает возмещение расходов на частичную оплату труда этих работников в размере 9119,34 руб., в том числе 6988 руб. - на заработную плату; 2131,34 руб. - на уплату страховых взносов за работника. Как учитывать суммы в бухгалтерском учете? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2016 г.)
- Вопрос: В целях реализации Программы антикризисных мер для поддержки занятости населения Липецкой области центр занятости компенсирует организации расходы по оплате труда гражданам, участвующим в общественных (временных) работах, а также компенсирует зарплатные налоги. Организация будет передавать центру занятости акт выполненных работ. Можно ли данные средства ей рассматривать как целевые поступления, или они будут квалифицироваться как финансовая помощь и, соответственно, облагаться налогом на прибыль и НДС? Как производится бухгалтерский и налоговый учет денежных средств, полученных организацией от центра занятости в целях реализации антикризисной программы? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2009 г.)
- Вопрос: Коммерческой организации (ООО) в 2014 году центром занятости предоставляется субсидия на создание дополнительных рабочих мест. Учредители не являются безработными гражданами, создавшими собственное дело. Является ли сумма субсидии доходом для целей обложения налогом на прибыль организаций? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2014 г.)
- Энциклопедия решений. Пояснения к бухгалтерскому балансу "Государственная помощь".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Хрусталева Анастасия

Ответ прошел контроль качества

28 января 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.