Какую норму законодательства нарушает управляющая многоквартирным домом компания (УК), если не очищает придомовую территорию от снега и льда?
Зачастую протоколы, а затем и штрафы оформляются за нарушение местных правил благоустройства – обычно в подобных правилах установлено, в какое время, где и каким образом следует убрать выпавший снег, устранить скользкость.
Однако региональные суды не всегда согласны с такой квалификацией, например Камчатский краевой суд сформулировал правовую позицию о нарушении УК в описанной ситуации именно правил содержания и ремонта общего имущества и требований жилищного законодательства, которые установлены федеральным законодательством, а следовательно, о незаконности штрафа по региональному КоАП:
предпринимательская деятельность по управлению МКД относится к лицензируемым видам деятельности, лицензионным требованием является исполнение обязанностей по договору управления МКД, предусмотренных ч. 2 ст. 162, ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса;
Требования, содержащиеся в подп. а" и "б" п. 3 Положения о лицензировании УК во взаимосвязи с указанными выше нормами ЖК РФ возлагают на лицензиата обязанность соблюдать установленные в соответствующей сфере деятельности правила, к которым, в частности, относятся минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания ОИ в МКД;
а в этот минимальный перечень включены работы по сдвиганию свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см; очистке придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова); очистке придомовой территории от наледи и льда;
следовательно, некачественная уборка снега как ненадлежащее оказание всех услуг, не обеспечивающее надлежащее содержание общего имущества в МКД, является нарушением лицензионных требований,
а раз это нарушение лицензионных требований, то оно не образует состав административного правонарушения (в области благоустройства), ответственность за которое установлена регионом;
и вообще, поскольку ответственность УК за лицензионные нарушения установлена федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, то ответственность за их неисполнение не может наступать в соответствии с законом субъекта РФ. Составлять протокол и наказывать УК следует по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП.
Практика из указанного обзора обсуждена на заседании президиума Камчатского краевого суда, следовательно, данная правовая позиция одобрена "второй" инстанцией.
Несмотря на противоречие двух правовых позиций, тут есть площадка и для "результирующей" – когда снег и сосульки на территории именно общего имущества МКД – это однозначно лицензионное нарушение (ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ), и никакое иное, а снег и лед на прилегающей к общему имуществу территории – наоборот, именно нарушение норм благоустройства, и ничто иное. Но в таком случае обязательному выяснению подлежит как раз правовой статус объекта, на котором обнаружены сугробы и наледь, а это практически никогда не выясняется ни на стадии составления протокола, ни в суде (да ведь и выдел земельного участка под МКД в натуре осуществлен в отношении совсем небольшого количества МКД). Камчатский краевой суд в своем Обзоре также не осветил данный нюанс (хотя и назвал заснеженную территорию именно придомовой, а не прилегающей, и презюмировал ее вхождение в состав ОИ, – хотя многие МКД имеют "свою" землю лишь в границах своего фундамента или отмостки).
Отметим, что позиция Камчатского краевого суда отчасти базируется и на норме краевого закона, которая разрешает наказывать за "региональное" нарушение, только если действия привлекаемого лица не подпадают под действие статей КоАП РФ, а также иных федеральных правил и норм, "находящихся во взаимосвязи с вопросами благоустройства территории".