Автор: Давыдова О.В., эксперт журнала

Журнал "НДС: проблемы и решения" № 11/2020

ООО планирует продавать оптом одноразовые маски в торговую сеть. Поставщики предоставляют сертификаты соответствия на продукцию «Маска одноразовая трехслойная из нетканого материала» (защитная маска) с кодами 6307 90 980 0 по ТН ВЭД и 2 13.92.29 по ОКПД и на продукцию «Маски медицинские одноразовые» с кодами 6307 90 по ТН ВЭД и 32.50.50 по ОКПД с регистрационным удостоверением. Вправе ли общество, не имея лицензии на фармацевтическую деятельность, продавать эти маски оптом в сеть? Если да, то по какой ставке НДС? Имеются ли на сегодняшний день законодательные запреты на такую деятельность?

Пониженная ставка НДС.

Согласно пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ при реализации медицинских изделий отечественного и зарубежного производства (если не срабатывает освобождение от налогообложения, предусмотренное пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ) применяется ставка НДС в размере 10 % при соблюдении следующих условий:

  • имеется регистрационное удостоверение на медицинское изделие (оно представляется в налоговый орган). В налоговый орган нужно представить регистрационное удостоверение медицинского изделия, выданное в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31.12.2021 регистрационное удостоверение на медицинское изделие (регистрационное удостоверение на изделие медицинского назначения (медицинскую технику)), выданное в соответствии с законодательством РФ;

  • реализуемое медицинское изделие с присвоенным ему соответствующим кодом включено в один из перечней кодов медицинских товаров, облагаемых НДС по ставке 10 %, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 № 688.

Указанным документом утверждены:

  1. Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с ОКПД 2[1], облагаемых НДС по ставке 10 % при их реализации (далее – Перечень 1). В нем среди прочего числится позиция «Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие» с кодом 32.50.50.000. Однако на основании Приказа Росстандарта от 29.12.2018 № 1190-ст (в редакции Приказа Росстандарта от 27.12.2019 № 1491-ст) с 01.06.2020 код 32.50.50.000 ОКПД 2 (изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие) заменен на код 32.50.50.190 ОКПД 2 (изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки). При этом налогоплательщики вправе досрочно применять код 32.50.50.190 в правоотношениях, возникших с 01.01.2019.

Вместе с тем в Перечень 1 не внесены соответствующие изменения в части замены кода 32.50.50.000 ОКПД 2 на код 32.50.50.190 ОКПД 2, в то время как сейчас налогоплательщикам выдаются регистрационные удостоверения с кодом 32.50.50.190, отсутствующим в этом перечне.

Поскольку наименование продукции по новому коду 32.50.50.190 ОКПД 2 соответствует наименованию продукции по старому коду 2 32.50.50.000 ОКПД (изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие), по мнению ФНС, допустимо применять ставку НДС в размере 10 % в отношении медицинских изделий, на которые выданы регистрационные удостоверения с указанием кода 32.50.50.190 ОКПД 2 (см. Письмо от 24.01.2020 № СД-4-3/999@).

  1. Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС, облагаемых НДС по ставке 10 % при их ввозе в Российскую Федерацию. В перечне в том числе числится позиция «Готовые изделия прочие, включая выкройки одежды» с кодом 6307 90.

В ОКПД 2 под кодом 13.92.29 указана позиция «Изделия текстильные готовые прочие (включая тряпки для мытья полов, посуды, удаления пыли и аналогичные текстильные изделия, спасательные жилеты и пояса)». Данные изделия не включены в Перечень 1, поэтому при их реализации применяется ставка НДС в размере 20 %.

В единой ТН ВЭД ЕАЭС указанные изделия входят в группировку «Прочие готовые изделия, включая выкройки одежды» с кодом 6307 90 980 0.

Лицензия на фармацевтическую деятельность не нужна.

Ограничения на осуществление оптовой и розничной торговли отдельными видами медицинских изделий, в том числе масок медицинских, имеющих по ОКПД 2 коды 32.50.50.190, 32.50.50.000, 32.50.13.190, 21.20.24.150, 14.12.30.190, 13.95.10.190, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 431, не действуют, так как документ утратил силу с 04.07.2020. Кроме того, ранее его действие было приостановлено Постановлением Правительства РФ от 13.04.2020 № 500.

Фармацевтическая деятельность является лицензируемым видом деятельности (пп. 47 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Положение о лицензировании фармацевтической деятельности утверждено Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081. В перечень работ, услуг, составляющих фармацевтическую деятельность, согласно приложению к данному положению входят работы, услуги в сфере обращения лекарственных средств для медицинского и ветеринарного применения. Медицинские маски не относятся к лекарственным средствам и лекарственным препаратам, признаются медицинским изделием, поэтому их закупка и реализация не являются лицензируемой деятельностью.

Требуется соответствующее уведомление

Деятельность в сфере обращения медицинских изделий (за исключением клинических испытаний медицинских изделий, их производства, монтажа, наладки, применения, эксплуатации, в том числе технического обслуживания, а также ремонта) – это деятельность, носящая уведомительный характер (пп. 39 п. 2 ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ[2]). Уведомительными в рамках данного вида деятельности являются следующие работы и услуги: технические испытания, токсикологические исследования, изготовление, ввоз на территорию РФ, вывоз с территории РФ, хранение, транспортировка, реализация, утилизация, уничтожение (см. позицию 87 в перечне, приведенном в приложении 1 к Правилам[3]).

Уведомление необходимо представить в Росздравнадзор (его территориальный орган) до начала фактического выполнения соответствующих работ (оказания услуг). Форма уведомления приведена в приложении 2 к Правилам.

Непредставление уведомления – административно наказуемое деяние. Должностные лица организации могут быть оштрафованы на сумму от 3 000 до 5 000 руб., сама организация – на сумму от 10 000 до 20 000 руб. (ч. 1 ст. 19.7.5-1 КоАП РФ).

Также рекомендуем проверить, внесен ли в ЕГРЮЛ подходящий для торговли масками код по ОКВЭД 2[4]. В частности, для этих целей может подойти группировка «Торговля оптовая изделиями, применяемыми в медицинских целях» (код 46.46.2 по ОКВЭД 2).

* * *

При реализации масок медицинских одноразовых, имеющих коды 32.50.50.190, 32.50.50.000 по ОКПД 2 и 6307 90 по единой ТН ВЭД ЕАЭС, применяется ставка НДС 10 %, но только при условии наличия регистрационного удостоверения.

При реализации масок одноразовых трехслойных из нетканного материала, имеющих коды 13.92.29 по ОКПД 2 и 6307 90 980 0 по единой ТН ВЭД ЕАЭС, применяется ставка НДС 20 %.

Для закупки и продажи масок лицензия на ведение фармацевтической деятельности не требуется. Ограничений по ведению данной деятельности на сегодняшний день нет. Вместе с тем о начале ведения деятельности в части торговли медицинскими масками (об осуществлении деятельности в сфере обращения медицинских изделий) необходимо уведомить территориальный орган Росздравнадзора.


[1] ОК 034-2014 (КПЕС 2008) «Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности», утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.

[2] «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

[3] Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584.

[4] ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.