11.11.2020

ссылка на статью: бухвести.рф/141142

Организация, применяющая общую систему налогообложения, ведет бухгалтерский учет в полном объеме. В организации имеются центральная касса и несколько торговых точек, оборудованных ККТ (все находятся по разным адресам). Ежедневная выдача и возврат разменного фонда (далее также - размен) невозможны из-за несовпадения графика работы центральной кассы и торговых точек, оборудованных ККТ (операционных касс).
Каким образом можно передать разменный фонд из центральной кассы в операционные? Возможна ли передача разменного фонда сроком на месяц, год, или ежедневно необходимо выдавать разменный фонд и возвращать остаток размена? В случае выдачи разменного фонда под отчет может ли он храниться в ККТ или сейфе в помещении кассы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Возможны следующие варианты решения проблемы обеспечения операционной кассы разменным фондом при невозможности ежедневной выдачи разменного фонда перед началом работы из главной (центральной) кассы и ежедневного возврата остатка размена в центральную кассу.
1. Выдача размена на длительный срок. Для этого издается приказ руководителя о выдаче кассиру разменной денежной наличности в определенной сумме на определенный срок с указанием причины такой необходимости. Выдача размена оформляется в обычном порядке - с оформлением расходного кассового ордера. Суды данный метод хранения размена не признают нарушением кассовой дисциплины, за нарушение которой предусмотрена административная ответственность по ст. 15.1 КоАП РФ.
2. Выдача разменного фонда кассирам-операционистам в подотчет на длительный срок. Однако данный способ затруднен тем, что кассир формально не должен иметь в кассе личных денег и денег, не учтенных через кассовую машину (кроме денег, выданных перед началом работы), а средства, выданные в подотчет, являются задолженностью физического лица, то есть могут быть рассмотрены как личные средства кассира, что может привести к спору с налоговым органом.

Обоснование вывода:
Документооборот центральной (главной) кассы, под которой подразумевается вся сумма наличных денежных средств организации, регулируется Указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указание N 3210 У).
Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (утверждены письмом Минфина России от 30.08.1993 N 104 (далее - Типовые правила)) регламентируют документооборот и оформление операций, осуществляемых при посредстве контрольно-кассовой техники (ККТ). Однако в связи с изменением законодательства о ККТ Типовые правила не подлежат обязательному применению (письмо Минфина России от 01.06.2017 N 03-01-15/34152). По нашему мнению, Типовые правила могут использоваться в качестве ориентира, поскольку только в них четко описаны действия участников расчетов (кассира ККТ, главного кассира и пр.).
Пунктом 3.8 Типовых правил установлено, что перед началом работы кассир получает у директора (заведующего) предприятия, его заместителя или главного (старшего) кассира все необходимое для работы (ключи от кассовой кабины, ключи от привода кассовой машины и от денежного ящика, разменную монету и купюры в количестве, необходимом для расчетов с покупателями, принадлежности для работы и обслуживания машины под подпись).
Вопрос обеспечения разменом кассира операционной кассы (ККТ), время работы которой не совпадает со временем работы главной кассы, не урегулирован.
С одной стороны, согласно п. 6.1 Типовых правил из ККТ за смену (в конце дня общей суммой или в течение дня несколькими суммами) фактически должна быть изъята сумма денежных средств, совпадающая с величиной дневной выручки. Кроме того, п. 4.7 Типовых правил устанавливает, что кассир не должен иметь в кассе личных денег и денег, не учтенных через кассовую машину (кроме денег, выданных перед началом работы). Смотрите также постановление Десятого ААС от 29.04.2011 N 10АП-2576/11.
Из приведенных норм видно, что возможность оставлять в ККТ какой-либо остаток не допускается. То есть остаток денежных средств в ККТ на конец дня должен быть равен нулю. Примером судебного разбирательства по вопросу оставления на конец дня в кассе разменного фонда служит постановление Второго ААС от 18.12.2015 N 02АП-10309/15.
С другой стороны, п. 3.8.1 Типовых правил определено, что директор (заведующий) предприятия либо его заместитель, дежурный администратор обязаны в том числе обеспечить кассира разменной монетой и купюрами в пределах размера остатка денежных средств по кассе в количестве, необходимом для расчета с покупателями.
Таким образом, перед началом работы кассир должен быть обеспечен разменом. Однако порядок действий в ситуации, когда в силу удаленности операционной кассы или расхождения во времени ее работы с главной кассой ежедневная выдача размена невозможна, не определен.
На практике используются два варианта решения проблемы обеспечения разменным фондом кассира в ситуациях, когда ежедневную выдачу размена трудно осуществить.
1. Выдача разменной денежной наличности кассирам-операционистам на длительный срок (т.е. более чем один рабочий день, например на месяц или на один год). Для этого издается приказ руководителя организации о выдаче кассиру разменной денежной наличности в определенной сумме на определенный срок с указанием причины такой необходимости.
Из письма УФНС России по г. Москве от 18.06.2008 N 22-12/057947, представляющего собой ответ на вопрос о возможности выдачи размена на длительное время, можно сделать вывод, что специалисты налоговой службы не видят такой возможности. Однако и запрета данного действия в письме не содержится.
Следует отметить, что в соответствии с ранее действовавшим Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Банком России 22.09.1993 N 40 (документ утратил силу с 1 января 2012 года), каждая организация вела только одну кассовую книгу без отдельных разделов для обособленных подразделений, а помещение кассы должно было быть специальным образом оборудовано (что зачастую не могло быть выполнено в условиях торговой точки), вследствие чего формально выдача разменной монеты и купюр кассирам обособленных подразделений и их возврат в кассу головного подразделения должны были производиться ежедневно (письмо УФНС России по Санкт-Петербургу от 20.12.2005 N 04-07/27365@).
При этом суды, как правило, принимают сторону организаций в спорах с налоговыми органами по данному вопросу (постановления ФАС Северо-Западного округа от 02.03.2010 N Ф07-1021/2010 по делу N А56-24004/2009, Тринадцатого ААС от 09.02.2012 N 13АП-23622/11, Восьмого ААС от 17.05.2011 N 08АП-1571/11). В постановлении Девятого ААС от 27.10.2011 N 09АП-25372/11 отмечено, что факт передачи разменных денежных средств кассиру подтверждается приказом, расходным кассовым ордером, вкладным листом кассовой книги.
2. Выдача разменной денежной наличности кассирам-операционистам в подотчет на длительный срок.
Согласно п. 6.3 Указания N 3210-У в общем случае выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, производится по письменному заявлению подотчетного лица, составленному в произвольной форме и содержащему запись о сумме денежных средств и о сроке, на который они выдаются, подпись руководителя и дату. При этом подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который денежные средства выданы под отчет, или со дня выхода на работу, предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии - руководителю) авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами.
Таким образом, срок, на который выданы подотчетные суммы, законодательно не ограничен и может составлять, к примеру, месяц или год.
Отметим, что в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 27.10.2009 N А56-12330/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 12.02.2008 N Ф04-881/2008(462-А70-43) приняты решения в пользу налогоплательщиков в ситуациях, в которых денежные средства в качестве разменного фонда выданы кассиру в подотчет.
Однако в этом случае остается нерешенной проблема хранения разменного фонда в операционной кассе. Ведь в этом случае они являются деньгами подотчетного лица. Дело в том, что полученные в подотчет денежные средства являются задолженностью физического лица (работника организации) перед организацией (постановление ФАС Уральского округа от 20.05.2010 N Ф09-3619/10-С2 по делу N А07-13814/2009).
То есть прямых оснований для нахождения подотчетных средств в операционной кассе (в качестве разменного фонда), на наш взгляд, не имеется. В то же время полагаем, что денежные средства могут безопасно выдаваться в подотчет, но только для передачи их в кассу торговой точки. При этом в общем случае получение денежных средств в центральной кассе и передача их в кассу торговой точки оформляются, соответственно, расходным и приходным кассовыми ордерами.
Отметим, что ранее в абзаце 4 п. 30 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (утвержден решением Совета директоров ЦБР 22.09.1993 N 40, далее - Порядок) было установлено следующее. Хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данной организации, запрещается. Причем кассой признается изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег (п. 29 Порядка). Иными словами, запрет, установленный в пункте 30 Порядка, распространяется не только на денежный ящик ККТ или сейф, в котором хранятся деньги организации, но и на все помещение кассы.
Однако Указанием ЦБ РФ от 13.12.2011 N 2750-У указанный Порядок признан утратившим силу с 1 января 2012 года. Следовательно, в настоящее время ответственность за хранение принадлежащих подотчетному лицу денежных средств в помещении операционной кассы отсутствует.
Учитывая вышесказанное, полагаем, что выдача разменного фонда кассиру торговой точки в подотчет на длительный срок (то есть без ежедневного составления расходных и приходных кассовых ордеров в начале и по окончании смены) и, соответственно, нахождение таких денежных средств в кассовом ящике могут привести к спорам с налоговыми органами. В то же время, учитывая сложившуюся судебную практику, организация имеет шансы отстоять свою правоту в суде.
Как показывает судебная практика, наличие размена в ККТ после сдачи выручки в главную кассу квалифицируется налоговыми органами как неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности. Однако, по мнению судей, несвоевременная сдача в центральную кассу разменного фонда не является административным нарушением, указанным в ст. 15.1 КоАП РФ.
Кроме того, исходя из письма УФНС России по г. Москве от 18.06.2008 N 22-12/057947, представляющего собой ответ на вопрос о возможности выдачи размена на длительное время, неоприходование (неполное оприходование) в кассу предприятия наличных денежных средств, полученных с применением ККТ, является следствием неотражения или неполного отражения "в кассовой книге фактических сумм выручки, полученных с применением всех эксплуатируемых в проверяемом периоде ККТ, без документального подтверждения необходимости уменьшения выручки, полученной предприятием, вследствие ошибки кассира-операциониста или правомерно произведенного возврата денежных средств покупателям за возвращенный товар, оформленных надлежащим образом".
Однако размен не является выручкой либо денежными средствами, возвращенными покупателем. Таким образом, исходя из данного письма (как единственного примера разъяснения контролирующего органа по данному вопросу), можно прийти к выводу, что хранение размена в операционной кассе не является нарушением ст. 15.1 КоАП.
Нам не удалось обнаружить каких-либо актуальных разъяснений компетентных органов или судебной практики, рассматривающих аналогичные вопросы. В этой связи напоминаем, что можно воспользоваться своим правом и обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту своего учета за получением разъяснений, адресованных именно рассматриваемой организации (пп. 1 и пп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Учет получения наличной денежной выручки через ККТ;
- Вопрос: Как правильно оформить остаток денежных средств в кассе для размена? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2019 г.)
- Вопрос: Организация является предприятием общественного питания (кафе), имеет один кассовый аппарат (далее - ККТ). Можно ли держать в кассе разменный фонд? Если да, то какими документами это можно оформить? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2016 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

26 октября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.