ФНС России вновь напомнила о недопустимости исчисления транспортного налога в случае гибели или уничтожения транспортного средства независимо от его снятия с регистрационного учета.

Сообщается, в частности, что налоговым органам доводилась правовая позиция Верховного Суда РФ (дело N 306-КГ14-5609), Минфина России и ФНС России по вопросу о прекращении исчисления транспортного налога в случае гибели или уничтожения транспортного средства независимо от его снятия с регистрационного учета (письма ФНС России от 17.07.2015 N СА-4-7/12693@, от 25.10.2019 N БС-4-21/21862@).

Однако, по-прежнему, в судебном порядке выносятся решения об отказе в удовлетворении административных исковых заявлений налоговых органов по взысканию недоимки по налогу за период с момента гибели (уничтожения) транспортного средства.

Так, в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 09.09.2020 N 48-КАД20-4-К7 (копия прилагается) указано, что по смыслу пунктов 1 и 3 статьи 3, пунктов 1 и 2 статьи 38, статей 357, 358 Налогового кодекса РФ, пункта 1 статьи 128 и пункта 2 статьи 130 Гражданского кодекса РФ в их системном единстве в качестве объекта налогообложения налогом признаются объекты, соответствующие одновременно двум критериям: является транспортным средством, обладающим определенным физическим показателям; зарегистрирован в установленном порядке согласно законодательству Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 235 ГК РФ, основанием прекращения права собственности на вещь является, в том числе, гибель или уничтожение этой вещи, влекущие полную и безвозвратную утрату такого имущества, то есть право на вещь не может существовать в отсутствие самой вещи.

Таким образом, несмотря на наличие сведений о регистрации автомобиля, вывод нижестоящих судов и налогового органа об обязанности ответчика уплатить налог за период с момента прекращения существования транспортного средства является ошибочным, основан на неправильном применении норм права.

С учетом изложенного УФНС России по субъектам РФ поручается, в числе прочего:

  • принять исчерпывающие меры по урегулированию указанных споров, учитывая практику рассмотрения аналогичных споров Верховным Судом РФ;
  • исключить причины и условия возникновения налоговых споров, касающиеся иного - отличного от приведенной правовой позиции Верховного Суда РФ и Минфина России - истолкования налоговыми органами норм главы 28 Налогового кодекса РФ.
  • Также сообщается о внесении в Госдуму законопроекта, в котором для рассматриваемой ситуации устанавливается порядок, предусматривающий прекращение исчисления налога не с момента снятия транспортного средства с учета, а с 1-го числа месяца, в котором транспортное средство было уничтожено (на основании заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения и информации, представленной в налоговый орган).

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

    ПИСЬМО

    от 14 октября 2020 г. N БС-4-21/16809@

    О ПРЕКРАЩЕНИИ

    ИСЧИСЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА В СЛУЧАЕ УНИЧТОЖЕНИЯ

    ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

    Налоговым органам доводилась правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации (дело N 306-КГ14-5609), Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы по вопросу о прекращении исчисления транспортного налога (далее - налог) в случае гибели или уничтожения транспортного средства независимо от его снятия с регистрационного учета (письма ФНС России от 17.07.2015 N СА-4-7/12693@, от 25.10.2019 N БС-4-21/21862@).

    При этом в целях обеспечения прекращения исчисления налога направлялись для использования в работе письма ФНС России от 18.03.2020 N БС-4-21/4722@ "О типовой (рекомендуемой) форме заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения по транспортному налогу" и от 04.06.2020 N БС-4-21/9268@ "О внесении изменений в приложение к письму ФНС России от 25.09.2019 N БС-4-21/19518@ "Об организации обработки сообщений, заявлений и уведомлений, поступивших в налоговые органы по вопросам налогообложения имущества".

    Однако, по-прежнему, в судебном порядке выносятся решения об отказе в удовлетворении административных исковых заявлений налоговых органов по взысканию недоимки по налогу за период с момента гибели (уничтожения) транспортного средства.

    КонсультантПлюс: примечание.

    Определение не приводится.

    Так, в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 09.09.2020 N 48-КАД20-4-К7 (копия прилагается) указано, что по смыслу пунктов 1 и 3 статьи 3, пунктов 1 и 2 статьи 38, статей 357, 358 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), пункта 1 статьи 128 и пункта 2 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) в их системном единстве в качестве объекта налогообложения налогом признаются объекты, соответствующие одновременно двум критериям: является транспортным средством, обладающим определенным физическим показателям; зарегистрирован в установленном порядке согласно законодательству Российской Федерации.

    Согласно пункту 1 статьи 235 Гражданского кодекса, основанием прекращения права собственности на вещь является, в том числе, гибель или уничтожение этой вещи, влекущие полную и безвозвратную утрату такого имущества, то есть право на вещь не может существовать в отсутствие самой вещи.

    Таким образом, несмотря на наличие сведений о регистрации автомобиля, вывод нижестоящих судов и налогового органа об обязанности ответчика уплатить налог за период с момента прекращения существования транспортного средства является ошибочным, основан на неправильном применении норм права.

    С учетом изложенного УФНС России по субъектам Российской Федерации поручается:

    1) выявить находящиеся на рассмотрении споры, касающиеся исчисления налога в отношении прекративших существование транспортных средств;

    2) принять исчерпывающие меры по урегулированию указанных споров, в т.ч. в соответствии с пунктом 3 статьи 31, пунктом 1.1 статьи 139Налогового кодекса, учитывая практику рассмотрения аналогичных споров Верховным Судом Российской Федерации;

    3) исключить причины и условия возникновения налоговых споров, касающиеся иного - отличного от приведенной правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации - истолкования налоговыми органами норм главы 28Налогового кодекса;

    4) о принятых мерах информировать по СЭД Управление налогообложения имущества ФНС России в срок до 07.11.2020 с пометкой в теме "ОТЧЕТ по ТН".

    Дополнительно информируем, 16.09.2020 Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу проект федерального закона N 1022670-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части реализации отдельных положений основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации", в котором для рассматриваемой ситуации устанавливается порядок, предусматривающий прекращение исчисления налога не с момента снятия транспортного средства с учета, а с 1-го числа месяца, в котором транспортное средство было уничтожено (на основании заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения и информации, представленной в налоговый орган).

    Действительный

    государственный советник

    Российской Федерации

    2 класса

    С.Л.БОНДАРЧУК