Более десяти лет в городской детской поликлинике существовала должность районного детского педиатра, который осуществлял следующие функции:
организацию межведомственного взаимодействие детских ЛПУ со всеми социальными службами района,
координацию деятельности детских ЛПУ по основным разделам работы,
руководство советом по младенческой смертности,
прием годовой отчетности от детских ЛПУ района,
составление справок о деятельности педиатрической службы,
составление ответов на запросы вневедомственных учреждений, вышестоящих руководящих органов,
организацию проверок учреждений по качеству оказания медпомощи и т.д.
Все это время заработная плата районного педиатра покрывалась из средств ОМС, при этом ТФОМС был в курсе и не возражал.
Однако внезапно позиция ТФОМС изменилась – после очередной комплексной проверки на предмет обоснованности расходования средств ОМС фонд "вдруг" выявил нецелевое использование заявителем средств ОМС в части произведенных выплат районному врачу-педиатру, потребовал у поликлиники восстановить "нецелевую" сумму зарплаты и уплатить штраф.
Поликлиника пыталась оспорить решение ТФОМС в суде, но безрезультатно:
согласно должностной инструкции и функциональным обязанностям районного педиатра, он подчиняется непосредственно заведующему районным отделом здравоохранения; назначается на должность и освобождается от должности вышестоящим органом здравоохранения; находится в непосредственном подчинении главного врача района и городского Управления здравоохранения республиканского минздрава;
работа районного педиатра строится в соответствии с планом, который утверждает заведующий районным отделом здравоохранения;
следовательно, исходя из должностной инструкции и его функциональных обязанностей, районный врач-педиатр не оказывает медицинскую помощь гражданам. Причем данное обстоятельство участвующими в деле лицами не оспаривается;
кроме того, функциональные обязанности районного врача-педиатра не относятся ни к видам работ/услуг, непосредственно связанным с оказанием медпомощи и потребляемым в процессе ее предоставления, ни к видам работ/услуг, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи;
далее, исходя из анализа должностных обязанностей районного врача-педиатра, фактически вообще не имеется трудовых отношений между поликлиникой и указанным работником. А задачи и функции, выполняемые районным врачом-педиатром, относятся к сфере деятельности городского Управления здравоохранения регионального ОУЗ;
а в силу п. 158.2 Правил № 158н, к затратам, не потребляемым непосредственно в процессе оказания медпомощи, относятся затраты, необходимые для обеспечения деятельности непосредственно самой медицинской организации в целом, а не обеспечение деятельности других организаций. В деле нет доказательств того, что введенная в штатное расписание заявителя должность районного врача-педиатра обеспечивает деятельность непосредственно самой поликлиники;
следовательно, средства ОМС, направленные на оплату труда врача-педиатра районного, были использованы не по целевому назначению;
а как быть с тем, что ранее ТФОМС проверял, но не выявлял нарушения использования средств ОМС не по целевому назначению в связи с выплатой заработной платы врачу-педиатру районному? А этот довод, по мнению суда, не имеет правового значения при рассмотрении настоящего спора, касающегося проверки законности конкретного принятого ТФОМС решения.