07.09.2020
ВЕДЕНИЕ РЕЕСТРА РИСКОВ, УПРОЩЕННЫЙ АУДИТ, ПЕРЕДАЧА ПОЛНОМОЧИЙ: РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА

ссылка на новость: бухвести.рф/139315

Ведение реестра рисков, упрощенный аудит, передача полномочий: разъяснения по вопросам внутреннего финансового аудита
Bub0Bub0 / Depositphotos.com

Специалисты финансового ведомства рассмотрели очередную порцию вопросов по теме осуществления внутреннего финансового аудита (Письмо Минфина России от 3 августа 2020 г. № 02-02-05/67647Письмо Минфина России от 28 июля 2020 г. № 02-02-05/66143):

Передача полномочий по осуществлению ВФА: как оформить отказ от их принятия?

Бюджетный кодекс РФ и Стандарт "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита" позволяют органам / казенным учреждениям передать полномочия по осуществлению внутреннего финаудита:

В свою очередь, вышеуказанные ГАБС или орган/ казенное учреждение вправе принять передаваемые аудиторские полномочия, однако могут и не принимать их – закон устанавливает возможность, а не обязанность передачи/ принятия таких полномочий.

Но если способы согласования решения о передаче полномочий по осуществлению ВФА четко прописаны в вышепоименованном Стандарте, то каким образом должен быть оформлен отказ от принятия указанных полномочий, неясно.

Минфин России отвечает на этот вопрос так: если решение о передаче полномочий по осуществлению ВФА не было оформлено одним из способов, закрепленных в Стандарте, то это означает отказ второй стороны от принятия этих полномочий. При этом никаких дополнительных процедур по оформлению ее несогласия, как, например, сбор письменных отказов от всех органов и учреждений, которым могли быть переданы полномочия по проведению ВФА, не требуется и Стандартом не предусмотрено.

Нужно ли составлять план аудиторских мероприятий и проводить эти мероприятия при упрощенном ВФА?

При принятии решения об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита руководитель органа/ казенного учреждения принимает на себя и единолично несет ответственность за результаты выполнения бюджетных процедур, а также самостоятельно организует и осуществляет ВФА. Вместе с тем, согласно положениям Стандарта "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита" органы и учреждения, принявшие решения об упрощенном осуществлении ВФА, не издают ведомственные/ внутренние акты, определяющие, в том числе, особенности планирования и проведения аудиторских мероприятий. Поэтому при принятии подобного решения:

  • структурное подразделение ВФА не создается,
  • аудиторские мероприятия не проводятся,
  • план проведения аудиторских мероприятий не создается и не утверждается;
  • программы аудиторских мероприятий не утверждаются,
  • эксперты и/или работники органа/учреждения к выполнению аудиторских мероприятий не привлекаются,
  • подготовка заключений по результатам проведения аудиторских мероприятий и годовой отчетности о результатах деятельности руководителя органа/ учреждения по самостоятельному проведению ВФА не осуществляется.

Можно ли к осуществлению ВФА привлекать работников ревизионного отдела?

В структуре органов власти и органов местного самоуправления, как правило, есть подразделения, осуществляющие ведомственный контроль, – ревизионные (контрольные) отделы или управления. Насколько правомерным будет привлечение сотрудников этих структурных подразделений к осуществлению ВФА?

Внутренний финансовый аудит организуется и осуществляется в соответствии положениями Бюджетного кодекса РФ, в то время как вопросы ведомственного контроля (контроля учредителя в отношении подведомственных учреждений) регулируются Законами № 7-ФЗ  "О некоммерческих организациях", № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"Осуществление ВФА и ведомственного контроля регулируются различными правовыми актами, методиками, подходами; различаются и цели их проведения. Поэтому объединение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в рамках осуществления ведомственного контроля и ВФА противоречит законодательству.

При образовании аудиторского структурного подразделения, в том числе из работников ревизионного отдела, следует учитывать требования Стандарта "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", в том числе принцип функциональной независимости. Для этого аудиторские проверки должны организовывать и осуществлять лица, отвечающие определенным требованиям и способные эту независимость обеспечить. Поэтому работники ревизионного отдела могут проводить аудиторские мероприятия только при условии, что они соответствуют этим требованиям, – только тогда это не будет противоречить принципам осуществления ВФА. Однако следует понимать, что в этом случае информация, полученная в рамках ВФА, не может рассматриваться в качестве акта проверки, проведенной в рамках ведомственного контроля.

Как проводить ВФА, если полномочия по учету и отчетности переданы централизованной бухгалтерии?

Ведение бюджетного учета и формирование отчетности – это лишь одно из бюджетных полномочий. Внутренний финаудит при передаче полномочий не осуществляется только в отношении бюджетных процедур в рамках конкретного переданного полномочия. В отношении иных бюджетных процедур ВФА должен осуществляться.

Напомним, одна из целей осуществления внутреннего финансового аудита – подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности. Поэтому орган или казенное учреждение, передавшие полномочия по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности, по итогам ВФА формируют заключение, в котором должна быть отражена информация:

  • о надежности внутреннего финансового контроля;
  • о наличии или отсутствии фактов, влияющих на достоверность бюджетной отчетности.

Эта информация будет собрана в ходе аудиторских мероприятий, в частности, по вопросам:

  • правильности составления первичных учетных документов и своевременности передачи их в ЦБ;
  • инвентаризации активов и обязательств перед составлением годовой бюджетной отчетности;
  • передачи в ЦБ информации/ документов/ сведений, необходимых для обеспечения полноты и нейтральности данных Пояснительной записки (ф. 0503160).

При этом орган/ учреждение, передавший полномочия по учету и отчетности в ЦБ, вправе включать риски искажения бюджетной отчетности, а также риски нарушения порядка ведения бюджетного учета и формирования отчетности в свой реестр бюджетных рисков. Кроме того, орган/ учреждение может запрашивать у ЦБ документы и информацию, необходимые для ведения реестра бюджетных рисков, планирования и проведения аудиторских мероприятий.

Кто должен подписывать реестр бюджетных рисков?

Одна из целей осуществления внутреннего финансового аудита – оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка предложений по его организации. Для этого в соответствии со Стандартом "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита" администраторы бюджетных средств, в числе которых органы власти, органы местного самоуправления, казенные учреждения, должны формировать и вести реестр бюджетных рисков. Помимо прочего он содержит предложения минимизации/ устранению бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля. Иными словами, реестр бюджетных рисков является документом, необходимым для осуществления внутреннего финансового контроля.

Непосредственно ведение реестра бюджетных рисков возложено на руководителя аудиторского структурного подразделения или работника органа/казенного учреждения, наделенного полномочиями по осуществлению ВФА. Он подписывает реестр бюджетных рисков, при этом дополнительного утверждения реестра руководителем органа/учреждения или его согласования теми, кто выполняет бюджетные процедуры, не требуется



Источник публикации: ИА "Гарант"