Положения Закона № 106-ФЗ позволяют заемщикам направлять кредитору требование о предоставлении кредитных каникул посредством телефонной связи. При этом, если речь идет о кредите, обеспеченном ипотекой, кредитор после подтверждения установления льготного периода обязан обеспечить внесение изменений в регистрационную запись об ипотеке, а также в закладную (если права кредитора удостоверены закладной). Комплект документов, необходимых для предоставления в регистрирующий орган, включает в том числе требование заемщика о предоставлении кредитных каникул. Однако банки зачастую сталкиваются с отказами регистрирующего органа в принятии зафиксированного банком на бумажном носителе и заверенного уполномоченным лицом кредитной организации требования, представленного заемщиком по телефону. Территориальные органы Росреестра объясняют эти отказы тем, что такой документ, фиксирующий факт представления заемщиком требования в устной форме и его содержание, невозможно отнести ни к оригиналу требования на бумажном носителе, ни к оригиналу требования, составленного в форме электронного документа.
В АРБ отмечают, что в законодательстве, действительно, содержится (и требует устранения) правовой пробел: не определены форма/порядок предоставления переданного заемщиком по телефонной связи требования в регистрирующий орган для внесения изменений в регистрационную запись об ипотеке/ в документарную закладную. Однако наличие указанного пробела, по мнению авторов письма, не должно приводить к невозможности исполнения норм действующего законодательства, предусматривающих упрощенный механизм предоставления "кредитных каникул". Поэтому представители АРБ попросили Росреестр обратить внимание его территориальных органов на недопустимость подобных отказов.
С учетом полученного ответа Ассоциация российских банков уже направила обращение Председателю Комитета по финансовому рынку Госдумы с просьбой оперативно рассмотреть вопрос о внесении в Закон об ипотеке изменений, которые позволили бы устранить указанный правовой пробел в регулировании.