05.08.2020
РАБОТОДАТЕЛЬ НЕ ВПРАВЕ ОБЯЗАТЬ РАБОТНИКОВ ПРОЙТИ ТЕСТ НА COVID-19, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ СЛУЧАЕВ

ссылка на новость: бухвести.рф/138377

Работодатель не вправе обязать работников пройти тест на COVID-19
eplisterra / Depositphotos.com

Отвечая на вопросы работодателей о том, каким образом обязать работников сдавать тест на коронавирус, эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ пришли к однозначному выводу, что по закону работодатель не вправе требовать от работника сдать такой анализ (за счет работодателя или работника) при отсутствии к тому оснований.

В ситуации, когда в организации среди работников выявлены носители COVID-19, работодатель не может заставить остальных работников пройти тестирование на наличие вируса. Данная процедура может проводиться только при наличии согласия работника. Эксперты отметили, хотя действующее законодательство содержит нормы о проведении обязательных предварительных и периодических медицинские осмотров работников, на сегодняшний день исследование работников на наличие коронавируса в число обязательных не входит. Поэтому без получения согласия работника оно проводиться не должно, и принудить своих работников пройти такое обследование работодатель не вправе.

Такой вывод, по мнению экспертов, обоснован даже в том случае, если нормативные правовые акты субъекта РФ предусматривают обязанность работодателей тестировать своих работников на наличие новой коронавирусной инфекции.

В частности, п. 2.5 приложения 6 к Указу Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ (далее – Указ №12-УМ) устанавливает обязанность работодателей обеспечить с 1 июня 2020 года в течение каждых 15 календарных дней проводить исследование на предмет наличия новой коронавирусной инфекции в организациях, допущенных к проведению таких исследований, в отношении не менее 10% работников.

При этом за несоблюдение распоряжений и указов глав регионов, направленных на борьбу с новой коронавирусной инфекцией, работодатель может быть привлечен к ответственности по ст. 20.6.1 КоАП. На это указал и Верховный Суд Российской Федерации в своем Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции № 1 от 21 апреля 2020 г.

Таким образом, для работодателей Москвы требования Указа № 12-УМ о тестировании 10% работающих в организации лиц на коронавирус продолжают оставаться обязательными. При этом механизм применения данной нормы пока не прописан, потому количество, по которому следует определять 10% работников значения не имеет. Как полагают эксперты, исходя из данной нормы, не исключено и проведение повторного тестирования одного и того же работника. В случае выявления положительных результатов теста у отдельных работников работодатель не может быть привлечен к административной ответственности, если им соблюдались правила поведения при введении режима повышенной готовности, утв. постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 417, а также правила поведения при введении на территории Москвы режима повышенной готовности. 

Выявление носительства коронавируса у отдельных работников также не может являться основанием для принудительного теста всех работников. Работник может отказаться от такого тестирования без каких-либо негативных для себя последствий. Так, согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее – Закон № 323-ФЗ) необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство. Без такого согласия обслуживание пациента не допускается. Исключения из этого правила перечислены в ч. 9 ст. 20 Закона № 323-ФЗ, где в числе прочих указаны лица, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (п. 2 ч. 9 ст. 20 Закона № 323-ФЗ). При этом ч. 2 ст. 27 Закона № 323-ФЗ прямо возлагает на таких граждан в случаях, предусмотренных законодательством РФ, обязанность по прохождению медицинского обследования и лечения и профилактике этих заболеваний. Между тем, как следует из указанных норм, речь идет о гражданах, в отношении которых официально установлен диагноз о наличии у них опасных для окружающих заболеваний.

В этой связи эксперты считают, что отказ (в том числе работника) от прохождения лабораторного исследования на коронавирус, может считаться противоправным только в специально предусмотренных случаях. Например, если такой отказ заявлен лицами:

  • вернувшимися на территорию РФ с признаками респираторных заболеваний;
  • контактировавшими с больным COVID-2019;
  • с диагнозом "внебольничная пневмония";
  • старше 65 лет, обратившимися за медицинской помощью с симптомами респираторного заболевания;
  • медицинскими работниками, имеющими риски инфицирования COVID-2019 на рабочих местах, – один раз в неделю, а при появлении симптомов, не исключающих COVID-2019, –немедленно;
  • находящимися в учреждениях постоянного пребывания независимо от организационно-правовой формы (специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, кадетские корпуса, дома-интернаты, учреждения ФСИН России) и персонал таких организаций – при появлении симптомов респираторного заболевания.

Данные случаи прописаны в постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 30 марта 2020 г. № 9. За несоблюдение этих норм, а также предписаний региональных санврачей и должностных лиц Роспотребнадзора предусмотрены административные санкции (ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ). Таким образом, только в этих ситуациях за отказ от прохождения лабораторного исследования на коронавирус работник может быть привлечен к административной ответственности.

Отметим, что региональная практика издания актов, направленных на профилактику распространения новой коронавирусной инфекции, не складывается одинаково, поскольку зависит от эпидситуации в конкретном субъекте РФ. Однако обязание работников при отсутствии к тому обоснованных причин пройти тестирование на наличие COVID-19 не соотносится с нормами закона.



Источник публикации: ИА "Гарант"