02.07.2020
РЕГИОН ОБЯЗАН ИЗЫСКАТЬ ДЕНЬГИ ДЛЯ "ЗЕМСКИХ ДОКТОРОВ", ДАЖЕ ЕСЛИ ОНИ ПЕРЕЕЗЖАЮТ НА СЕЛО ТОГДА, КОГДА В БЮДЖЕТЕ ЗАКАНЧИВАЮТСЯ ЛИМИТЫ АССИГНОВАНИЙ

ссылка на новость: бухвести.рф/137306

Регион обязан изыскать деньги для "земских докторов", даже если они переезжают на село тогда, когда в бюджете заканчиваются лимиты ассигнований
pressmaster / Depositphotos.com

Медик, переехавший на село и устроившийся там на работу в рамках программы "Земский доктор", должен получить от региона причитающиеся ему выплаты, даже если на момент его обращения в региональный орган управления здравоохранения "в казне нет денег" – отсутствуют лимиты бюджетных ассигнований на эти цели в региональном бюджете (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2019 г. № 72-КГ19-5).

На это указали судебные инстанции, рассматривая спор между медработником и региональным ОУЗ: врач требовал заключить с ним соответствующий договор и перечислить "земский" миллион рублей. Суды полностью удовлетворили иск, отметив следующее:

  • юридические факты, которые являются основаниями договора о предоставлении "земскому доктору" единовременной компенсационный выплаты, – это его переезд в сельскую местность с целью осуществления трудовой деятельности по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, заключение им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения и обращение в региональный ОУЗ до 10 ноября текущего года с заявлением о заключении с ним договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, с приложением необходимых документов;
  • следовательно, у истца, безусловно, имеется право на получение указанного миллиона;
  • субъект Российской Федерации, не предусмотрев в своем бюджете расходы на реализацию положений Федерального закона об ОМС (о программе "Земский доктор"), произвольно отказался от исполнения государственных публично-правовых обязательств по осуществлению имеющей целевое назначение единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам, прибывшим на работу в сельский населенный пункт, что является недопустимым;
  • отсутствие у субъекта РФ бюджетных средств на эти цели (исчерпание бюджетных средств) не может являться препятствием к реализации предоставленного медработнику права на предоставление единовременной компенсационной выплаты и не освобождает субъект РФ от обязанности предпринять необходимые меры по обеспечению медработника такой выплатой путем заключения с ним соответствующего договора;
  • кроме того, гражданин не является субъектом бюджетных отношений, поэтому право "земского доктора" на получение единовременной компенсационной выплаты не может быть поставлено в зависимость от распределения бюджетных средств, окончания финансового года и невозможности внесения изменений в лимиты бюджетных обязательств.

Отметим, что отказ в заключении договора с медработником был признан незаконным даже при том, что региональный Порядок предоставления указанных выплат как раз "разрешает" отказывать в заключении договора с "земским доктором" в случае недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующие цели уполномоченному органу в бюджетной росписи на текущий финансовый год. Данное обстоятельство, следовательно, никакого значения не имеет.

Спор по данному делу вошел в Обзор практики по мерам соцподдержки, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17 июня 2020 г.



Источник публикации: ИА "Гарант"