22.05.2020

ссылка на статью: бухвести.рф/136055

Подпадает ли предприятие под какие-либо льготы по налогам (НДС и налог на прибыль) или субсидии как представитель отрасли экономики, пострадавшей в связи с мерами по борьбе с коронавирусом, с учетом следующих обстоятельств: предприятие является крупным (численность работников - 1900 человек); основной вид деятельности предприятия - розничная торговля, код по ОКВЭД - 47.71 (свое производство отсутствует); для торговли предприятие арендует помещения у коммерсантов; торговые центры, в которых находятся арендуемые помещения, и магазины не работают; организация не получает доход от основной деятельности с конца марта 2020 года; местом нахождения предприятия является г. Москва, но филиалы находятся в разных регионах РФ; предприятие применяет общий режим налогообложения?

Меры, принятые в целях поддержки арендаторов

Частью 1 ст. 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Закон N 98-ФЗ) установлено, что в отношении договоров аренды недвижимого имущества, которые заключены до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта РФ решения о введении на территории соответствующего региона режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (далее - ЧС) в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", арендодатель объекта недвижимости обязан заключить дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году. Такое соглашение должно быть заключено в течение 30 дней со дня обращения арендатора соответствующего объекта. Требования к условиям и срокам такой отсрочки устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 439 утверждены Требования к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества (далее - Требования).
Как следует из п. 1 Требований, отсрочкой в оплате аренды могут воспользоваться арендаторы недвижимости (организации и индивидуальные предприниматели), осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее - коронавирус). Причем отсрочку вправе получить в том числе арендаторы недвижимости, находящейся в частной собственности (кроме жилых помещений) (п. 2 Требований).
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее - Перечень), утвержден постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434. Этот перечень включает виды экономической деятельности, идентифицируемые кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (принят и введен в действие приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, далее - ОКВЭД 2). Перечень включает в себя в том числе код 47.7 "Торговля розничная прочими товарами в специализированных магазинах".
Следует отметить, что ОКВЭД 2 основан на иерархическом методе классификации, когда в структуру класса, обозначаемого двумя цифровыми знаками, входит подкласс (3 цифровых знака), в свою очередь, в подкласс входят группы (4 цифровых знака) и т.д. (смотрите введение в ОКВЭД 2). Поэтому код 47.71 по ОКВЭД 2 структурно является частью кода 47.7, упомянутого в Перечне (смотрите. в связи с этим письмо Минэкономразвития России от 15.04.2020 N Д13и-11577).
Следовательно, упомянутое в вопросе предприятие относится к организациям, осуществляющим деятельность в отраслях экономики, наиболее пострадавших от ухудшения ситуации в связи с распространением коронавируса, и вправе потребовать от арендодателей объектов недвижимости, договоры аренды которых были заключены до принятия органами власти субъектов РФ в 2020 году соответствующих ограничительных мер, предоставления отсрочки во внесении арендных платежей. Отсрочка предоставляется на условиях, указанных в п. 3 Требований, или на иных условиях, которые согласуют стороны, если такие условия не ухудшают положение арендатора (п. 6 Требований). Обратим внимание, что отсрочка применяется с начала действия на территории субъекта РФ режима повышенной готовности или ЧС независимо от того, когда стороны заключат дополнительное соглашение к договору аренды о предоставлении отсрочки (п. 4 Требований)*(1).
Кроме того, если введение в 2020 году режима повышенной готовности или ЧС на территории субъекта РФ привело к невозможности для арендатора использовать арендованную недвижимость, арендатор вправе потребовать от арендодателя уменьшения арендной платы за период 2020 года (ч. 3 ст. 19 Закона N 98-ФЗ). Такой возможностью может воспользоваться любой арендатор недвижимого имущества независимо от наличия у него статуса субъекта малого или среднего предпринимательства и от того, включен ли вид осуществляемой им деятельности в упомянутый выше Перечень. Для осуществления этого права арендатору следует обратиться к арендодателю с предложением об уменьшении арендной платы по договору. Если арендодатель откажется заключить такое соглашение или уклонится от его заключения, арендатор вправе будет понудить его к изменению условий договора аренды в судебном порядке (п. 4 ст. 445 ГК РФ). Причем арендная плата будет уменьшена с момента, когда наступила невозможность использования имущества по изначально согласованному назначению независимо от даты заключения дополнительного соглашения об уменьшении размера арендной платы либо даты вступления в законную силу решения суда о понуждении арендодателя к изменению договора аренды в части уменьшения арендной платы*(2).
Предоставление отсрочки по оплате аренды не исключает для арендатора недвижимого имущества возможности воспользоваться правом на снижение размера арендной платы, если такое имущество невозможно использовать по назначению в связи с принятыми в субъекте РФ ограничительными мерами для борьбы с коронавирусом. Поэтому представляется, что в настоящей ситуации предприятие вправе претендовать как на отсрочку во внесении арендных платежей, так и на уменьшение размера арендной платы.

Льготы и последствия принятия решений, направленных на борьбу с распространением коронавируса, в сфере налоговых отношений

Основные меры поддержки хозяйствующих субъектов в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением коронавируса применительно к отношениям в области налогообложения содержатся в постановлении Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 (далее - Постановление N 409), которым утверждены также Правила предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов (далее - Правила).
В соответствии с п. 3 Постановления N 409, с учетом правил исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах (ст. 6.1 НК РФ), сроки представления налоговых деклараций (расчетов) продлеваются:
- налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2019 год - до 29.06.2020;
- налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за I квартал 2020 года - до 28.07.2020;
- налоговой декларации по НДС за I квартал 2020 года - до 15.05.2020;
- расчета по страховым взносам за I квартал 2020 года до 15.05.2020;
- расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) за I квартал - до 30.07.2020 (письма ФНС России от 21.04.2020 N СД-4-3/6655@, от 17.04.2020 N СД-4-3/6528@).
Отметим, что согласно п. 3 Постановления N 409 продление сроков представления налоговых деклараций (расчетов) не влечет за собой продление сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам). Вместе с тем, как мы поняли из вопроса, предприятие относится к организациям, для которых дни с 30 марта по 11 мая 2020 года являются нерабочими (часть первая ст. 112 ТК РФ, Указы Президента РФ от 25.03.2020 N 206, от 02.04.2020 N 239, от 28.04.2020 N 294, постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 875).В связи с этим, исходя из п. 7 ст. 6.1 НК РФ, даты окончания сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), приходящиеся на этот период, переносятся на первый рабочий день после его окончания*(3).
Постановлением N 409 установлены также некоторые другие меры поддержки организаций, в частности, связанные с продлением сроков представления документов (информации), пояснений по требованиям налоговых органов (письмо ФНС России от 09.04.2020 N СД-4-2/5985@).
Поскольку в настоящей ситуации деятельность предприятия относится к сферам, наиболее пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением коронавируса, при наличии в ЕГРЮЛ соответствующего кода по ОКВЭД 2 по состоянию на 01.03.2020, а также при соблюдении определенных условий предприятие может воспользоваться отсрочкой (рассрочкой) по уплате налогов, авансовых платежей по налогу и страховых взносов (п. 1 Правил).
Поскольку деятельность предприятия не относится к видам деятельности, указанным в приложении к Правилам, предприятие вправе получить отсрочку (рассрочку) в уплате налогов (авансовых платежей), кроме НДС и ряда других налогов, которые указаны в пп. "б" п. 2 Правил. Необходимым условием для этого является снижение доходов, превышающее размер, который установлен пп.пп. "а", "б" или "в" п. 3 Правил, либо получение убытка по данным налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций за отчетные периоды 2020 года при условии, что за 2019 год убыток отсутствовал (пп. "г" п. 3 Правил).
Для того, чтобы получить отсрочку или рассрочку по уплате налогов (авансовых платежей), предприятию в срок до 01.12.2020 следует обратиться с заявлением в налоговый орган по месту нахождения (или по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика, если предприятие относится к таковым). Кроме заявления, необходимо представить в налоговый орган обязательство, предусматривающее на период изменения срока уплаты соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки (рассрочки), а также график погашения задолженности (п.п. 6, 7 Правил). Рекомендуемые формы упомянутых заявления и обязательства приведены в информации ФНС России от 09.04.2020 "Правительство утвердило упрощенный механизм отсрочки для пострадавших от распространения коронавируса компаний" (п. 3 письма ФНС России от 24.04.2020 N БС-4-11/6945@).

Иные меры поддержки

Поскольку в данном случае предприятие является крупным, на него не распространяется действие Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576.
Вместе с тем при соблюдении определенных требований предприятие вправе обратиться в кредитную организацию (банк) за получением кредита на льготных условиях на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости, под которыми понимаются документально подтвержденные расходы, связанные с выплатой заработной платы и обязательными начислениями на нее. Процентная ставка по кредитному договору для заемщика составит 0 процентов на период субсидирования, а по окончании периода субсидирования ставка будет установлена на уровне не выше ставки, полученной кредитными организациями по программам льготного рефинансирования ЦБР. В целях возмещения неполученных доходов по такому договору кредитной организации могут быть предоставлены субсидии из федерального бюджета (п.п. 1, 2, 4, 7, 7.1 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 422, далее - Правила субсидирования). Обратим внимание, что для целей Правил субсидирования максимальная сумма кредита исчисляется исходя из сумм минимального размера оплаты труда с выплатой районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате с учетом выплат страховых взносов в соответствующие фонды, численности работников заемщика и периода субсидирования, составляющего шесть месяцев и заканчивающегося не позднее 30.11.2020 (п. 18 упомянутых Правил).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Как получить отсрочку по уплате налогов организациям и ИП, пострадавшим из-за пандемии COVID-19;
- Вопрос: На кого распространяются Правила предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховым взносам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 409? (ответ ФНС России в связи с ситуацией по коронавирусу, раздел "Часто задаваемые вопросы", апрель 2020 г.)
- Вопрос: Как можно направить заявление о предоставлении отсрочки (рассрочки) в соответствии с Правилами предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховым взносам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 409? (ответ ФНС России в связи с ситуацией по коронавирусу, раздел "Часто задаваемые вопросы", апрель 2020 г.)
- Вопрос: Переносится ли срок сдачи налоговыми агентами расчета по форме N 6-НДФЛ за 2019 год и первый квартал 2020 года в связи с распространением новой коронавирусной инфекции? (ответ ФНС России в связи с ситуацией по коронавирусу, раздел "Часто задаваемые вопросы", апрель 2020 г.)
- Вопрос: Как отражать в форме 6-НДФЛ выплату заработной платы, отпускных и больничных в марте 2020 года при пандемии? За какой период в разделе 2 расчета по форме 6-НДФЛ отражать выплаты, производимые работникам с 27.03.2020? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2020 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Ответ прошел контроль качества

7 мая 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите также вопрос 3 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2 (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020).
*(2) Смотрите вопрос 5 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2 (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020).
*(3) Смотрите также материалы:
- Вопрос: Сроки сдачи отчетности по налогам за 1 квартал 2020 года (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2020 г.);
- Вопрос: Сроки уплаты налогов и сдачи отчетов по НДС, налогу на прибыль, 4-ФСС, РСВ, 6-НДФЛ за 1 квартал 2020 года (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2020 г.).