12.03.2020
ФПА РФ ПРЕДЛОЖИЛА ПЕРЕСМОТРЕТЬ ОТЧЕТ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РФ О РЕЗУЛЬТАТАХ РАБОТЫ АДВОКАТОВ ПО НАЗНАЧЕНИЮ В УГОЛОВНЫХ ДЕЛАХ

ссылка на новость: бухвести.рф/133731

ФПА РФ предложила пересмотреть отчет Счетной палаты РФ о результатах работы адвокатов по назначению в уголовных делах
EmiliaU / Depositphotos.com

Счетная Палата РФ 25 февраля текущего года на своем сайте разместила отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ использования средств федерального бюджета, предусматриваемых на оплату труда адвокатов, участвующих в качестве защитника в уголовном процессе по назначению суда в 2016-2019 годах", сопровождаемый официальным комментарием под заголовком "Счетная палата усомнилась в качестве юридической помощи "государственных" адвокатов". По мнению ФПА РФ, отчет основан на некорректных данных.

В частности, аудитор Татьяна Блинова пришла к выводам о необходимости реализации мер по повышению уровня оказания адвокатами квалифицированной юридической помощи, эффективности расходования бюджетных средств при оплате труда адвокатов, которые осуществляют защиту по уголовным делам по назначению суда и следствия, прозрачности расходов федерального бюджета и открытости судебной системы для граждан и общественных институтов. В частности, обращено внимание на отсутствие в национальном законодательстве требований к уровню предоставляемой квалифицированной юридической помощи, критериев ее оценки, что не позволяет оценить качество работы адвоката, а также на невозможность подтверждения качества квалификации адвокатской деятельности путем аттестации. Как утверждается данными исследования, отсутствуют инструменты оценки оказываемой адвокатом квалифицированной юридической помощи. Также аудитор считает необходимым ввести на уровне закона требование о специализации адвокатской деятельности.

В официальных обращениях к Председателю Счетной палаты РФ Алексею Кудрину и к аудитору Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко, не соглашаясь с выводами аудиторской проверки в этой части, обращает внимание на их противоречие нормам применимого права, регулирующего адвокатскую деятельность. Он отметил, что реализация гарантированного конституционного права на квалифицированную юридическую помощь, в том числе бесплатно не может рассматриваться как услуга, заказанная государственными органами, качество которой контролируется заказчиком. Сравнивая предложение Счетной палаты РФ в этой части с "ревизией конституционных основ и вторжением в принципы независимости, самоуправления и корпоративности адвокатуры", ФПА РФ со ссылкой на позицию Конституционного Суда Российской Федерации указывает, что адвокаты, обеспечивая публичную обязанность по защите прав и свобод человека и гражданина, в том числе по назначению суда, осуществляют деятельность, имеющую публично-правовой характер. Следовательно, контроль такой деятельности должен осуществляться с учетом того, что адвокатура как институт гражданского общества не входит в систему органов госвласти и органов местного самоуправления, и действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов (п. 1-2 ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации").

В связи с чем, отмечается ФПА РФ, оценка качества работы адвоката как независимого участника судопроизводства производится на предмет соответствия работы адвоката требованиям закона, Кодекса профессиональной этики адвоката и Стандарта осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве в рамках процедуры дисциплинарного производства, то есть механизм оценки надлежащего исполнения адвокатом профессиональных обязанностей закреплен. А инструменты такой оценки реализуются через профессионально­-экспертное мнение квалификационной комиссии адвокатской палаты.

Кроме того, адвокатское сообщество считает, что отсутствует необходимость и в аттестации адвокатов, поскольку законом предусмотрены собственные нормы контроля: сдача квалификационного экзамена для получения статуса адвоката (входящий контроль), регулярное повышение квалификации и ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение им профессиональных обязанностей (последующий контроль). По мнению ФПА РФ, данных мер более чем достаточно, учитывая, что входящий и последующий контроль за надлежащим исполнением адвокатом обязанностей осуществляют квалификационные комиссии, в состав которых входят представители судебных, законодательных органов, органов Минюста России.

Подверглись критике со стороны ФПА РФ и выводы Счетной палаты РФ о ненадлежащем качестве оказанной адвокатами квалифицированной юридической помощи, которые сделаны на основе статистических данных по рассмотренным дисциплинарным производствам. Так, зачастую дисциплинарные производства возбуждались не по вопросу качества оказанной адвокатом по назначению помощи, а по возможным нарушениям адвокатом этических требований или несоблюдении обязанностей по отношению к органам следствия, суду, коллегам. Также ФПА РФ отмечает, что значительное количество обращений в дисциплинарные органы связаны со злоупотреблением подозреваемыми (обвиняемыми) правом на защиту для искусственного создания ситуации по нарушению такого права, что представляет собой специфику адвокатской работы по уголовным делам.

Счетная палата РФ акцентировала внимание на том, что данные ФПА РФ о суммах дохода, полученных адвокатами за участие в уголовном судопроизводстве по назначению суда, не соответствуют информации Казначейства России о суммах, фактически перечисленных адвокатам вознаграждений. Аудитор объясняет это тем, что имеет место перечисление вознаграждения не на расчетные (текущие) счета адвокатских образований, а на личные банковские счета адвокатов. Согласно данным отчета по результатам проведенных контрольных мероприятий и деятельности по информированию органов судебной системы об описываемых нарушениях число фактов перечисления выплат на личные счета адвокатов за 2019 год снизилось, в то время как в 2016-2018 годах такая проблема была актуальной. По мнению аудитора, это создает риски невключения адвокатами дохода полученного таким образом в налогооблагаемую базу. ФПА РФ в ответном обращении в обоснование возражения данному выводу отмечает его предположительный характер, а также то, что имевшие место нарушения в 2016-2017 годах с перечислением средств на личные расчетные счета адвокатов были устранены и в настоящий момент не носят массового характера.

Следует отметить, что Счетная палата РФ обозначила проблемными также следующие моменты:

  • вознаграждение адвокатам выплачивается несвоевременно;
  • отсутствует установленный порядок возврата полученного адвокатом вознаграждения при неисполнении или ненадлежащем исполнении своих обязанностей в уголовном процессе;
  • информация о выплате процессуальных издержек является непрозрачной, так как суды не публикуют такие данные и не размещают судебные акты о выплатах адвокатам на официальных сайтах;
  • отсутствуют полные, достоверные и сводные статистические данные о количестве вынесенных постановлений об оплате процессуальных издержек за счет средств федерального бюджета и назначении экспертиз, а также об участии и общих объемах выплат адвокатам, участвующим в качестве защитника в уголовном процессе по назначению суда.

На основе анализа данных аудитор сочла оплату труда адвоката в России соответствующей уровню оплаты высококвалифицированного специалиста. Однако отметила, что отсутствие инструментов оценки деятельности адвоката создает риски оплаты за счет средств федерального бюджета оказываемой юридической помощи, которая не отвечает требованиям, гарантированным Конституцией РФ.

По итогам анализа использования средств федерального бюджета, предусматриваемых на оплату труда адвокатов, участвующих в качестве защитника в уголовном процессе по назначению суда, в отчете предлагается для реализации государственными органами ряд мер, в том числе по законодательному закреплению понятия о квалифицированной юридической помощи и критериев оценки ее уровня, об обязанности внесения вознаграждения в кассу адвокатского образования и другие. ФПА РФ рекомендовано разработать стандарты оказания квалифицированной юридической помощи, предусмотренные подп. 2.1 п. 2 ст. 36 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

В свою очередь Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко предлагает дополнительно коллегиально, с участием представителей ФПА РФ обсудить данные отчета, составленного аудитором Счетной палаты РФ, с целью его корректировки.

_____________________________

1 С полным текстом отчета о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ использования средств федерального бюджета, предусматриваемых на оплату труда адвокатов, участвующих в качестве защитника в уголовном процессе по назначению суда в 2016-2019 годах" можно ознакомиться на официальном сайте Счетной палаты РФ (http://audit.gov.ru/upload/iblock/c19/c19af1dd05de4b09dd0e72e2999c186f.pdf).
2 С полным текстом обращений Президента ФПА РФ можно ознакомиться на официальном сайте ФПА РФ (https://fparf.ru/documents/fpa-rf/letters/a-letter-to-the-chairman-of-the-accounts-chamber-of-the-russian-federation-a-l-kudrin-dated-march-2-/).



Источник публикации: ИА "Гарант"