Формирование годовой бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности, планирование деятельности на предстоящий период, переход на применение очередной порции федеральных стандартов и многое другое не позволяют бухгалтеру в начале года в полной мере уделить внимание изменениям в законодательстве. Между тем, уже в первые месяцы текущего года вступили или вот-вот вступят в силу ряд нововведений.
Мы подготовили специальный обзор, чтобы вы были в курсе основных новшеств:
Новое в федеральных стандартах бухучета: меньше "Красного сторно", больше отчетности для раскрытия бюджетной информации
Минюст Российской Федерации зарегистрировал приказы о внесении изменений практически во все применяемые стандарты. Ряд поправок носят технический характер, однако во многие стандарты включены также весьма существенные изменения и дополнения. В частности, отложено начало применения Стандартов "Непроизведенные активы" и "Информация о связанных сторонах", исключена возможность применения способа "Красное сторно" в ряде ситуаций, регулируемых Стандартами "Долгосрочные договоры" и "События после отчетной даты", расширен перечень отчетности, раскрывающей бюджетную информацию. Подробнее об этих и других важных изменениях читайте здесь.
Новое в КоАП РФ: административные штрафы для учреждений сферы культуры
С 13 января вступили в силу поправки в КоАП РФ, согласно которым вводится административная ответственность организаций культуры в том числе за превышение допустимой стоимости сопутствующих услуг, оказываемых при продаже билетов. Размер штрафа определяется кратно к цене, указанной в билете, абонементе, путевке:
Новое в оплате труда в бюджетной сфере: особенности для ветеринаров, тренеров и работников культуры
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений подготовила единые рекомендации по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2020 году. В них дополнительно включено несколько новых норм, касающихся, в том числе, установления стимулирующих выплат тренерам, осуществляющим спортивную подготовку, а также работникам сферы ветеринарии и культуры.
Новое в применении ККТ: кто еще может не применять кассовый аппарат
Очередное послабление для учреждений сельских поселений. С 8 января муниципальные учреждения, расположенные в сельской местности, вправе не применять кассовую технику при осуществлении расчетов за оказанные услуги населению в области культуры. Какие именно виды учреждений получили такое освобождение, а кого оно не коснулось – смотрите здесь.
Кроме того, на рассмотрении находится проект поправок в Закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации", предусматривающий освобождение государственных и муниципальных архивных учреждений от обязанности использовать кассовую технику при оказании платных услуг юридическим и физическим лицам.
Новое в КВР и КОСГУ: таблица соответствия-2020, поправки в КБК и разъяснения Минфина
C 1 января 2020 года не применяется Порядок формирования и применения КБК № 132н – ему на смену Минфин приказом от 6 июня 2019 г. № 85н утвердил новые правила составления и применения КБК, их структуру и принципы назначения. В этой связи разработана и новая Таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) КОСГУ, относящихся к расходам бюджетов. В целом, она повторяет сочетания КВР и кодов КОСГУ, которые были предусмотрены её "предшественницей", применявшейся в 2019 году.
Сам Порядок № 85н также был скорректирован. В частности, определены КБК для отражения безвозмездно полученного имущества. Теперь казенные учреждения, органы власти, местного самоуправления при безвозмездном поступлении НФА в 1-17 разрядах счета 1 401 10 19Х должны указывать коды прочих доходов по безвозмездным неденежным поступлениям в бюджеты в формате 2 07 ХХХХХ ХХ ХХХХ 180. Перечень доходных КБК дополнен кодами для поступлений в бюджеты платы за сервитут, межбюджетных трансфертов и возврата их остатков
Кроме того, Минфин подготовил руководство по применению КОСГУ в части оплаты труда, начислений на соответствующие выплаты, уточнив при этом еще ряд важных моментов, не до конца урегулированных Порядком № 209н. О них мы рассказывали 17, 24 и 28 января.
Новое в организации хранения документов: изменился перечень документов и сроки их хранения
18 февраля вступил в силу новый Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения. Обязателен он для применения как организациями бюджетной сферы, так и иными юридическими лицами. Самое главное в новом документе – это изменение сроков хранения бухгалтерских, налоговых, кадровых и иных документов. Одни документы теперь придется хранить дольше, по другим срок хранения сократится. Основные новеллы Перечня осветил Минфин. Мы же подготовили специальную сравнительную таблицу с наиболее заметными изменениями.
А вскоре после этого Росархив выпустил Инструкцию по применению вышеуказанного Перечня, в которой помимо прочего напомнил, что нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов влечет административную ответственность по ст. 13.20 КоАП – штраф для должностных лиц составляет от 300 до 500 руб.
Кроме того, с 12 февраля вступили в силу новые Правила делопроизводства и архивного хранения документов, утвержденные Росархивом. Его в обязательном порядке должны применять:
федеральные органы государственной власти;
иные федеральные государственные органы;
органы государственной власти и иные госорганы субъектов РФ;
органы местного самоуправления.
На основе общего свода правил органы власти и местного самоуправления вправе разработать типовые и примерные номенклатуры дел для себя и подведомственных организаций. Обратите внимание: согласно новому порядку ответственность за организацию, состояние делопроизводства и соблюдение требований приказа Росархива несет руководитель органа власти либо лицо, исполняющее его обязанности. Ранее подобной нормы в правилах делопроизводства не содержалось.
Новое в госзадании: изменены сроки утверждения задания для федеральных учреждений
Теперь госзадание для федеральных учреждений должно быть утверждено в течение 15 рабочих дней с даты отражения ЛБО на лицевом счете главного распорядителя бюджетных средств – для КУ или органа-учредителя – для АУ и БУ. Соответствующие поправки вступили в силу 27 февраля. Напомним, до внесения изменений 15 дней отсчитывались от даты утверждения лимитов. Обновленный порядок применяется при формировании государственного задания начиная уже с задания на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. Будьте внимательны: несвоевременное утверждение (неутверждение) государственного задания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 руб. по ст. 15.15.15 КоАП РФ.
Новая ключевая ставка: рассчитываем пени, неустойки и компенсации по-новому
С 10 февраля ЦБ РФ снизил ставку до 6% годовых. Напомним, что размер ключевой ставки имеет значение при расчете, в частности:
пени по налогам и взносам;
неустойки поставщикам и заказчикам по Закону № 44-ФЗ;
компенсации за задержку зарплаты и других выплат, причитающихся работнику;
процентов за пользование чужими денежными средствами.
Новое в осуществлении внутреннего финансового аудита: утвержден еще один стандарт
С 1 января 2020 года внутренний финансовый аудит (ВФА) должен осуществляться в соответствии с федеральными стандартам.
21 января вступил в силу третий федеральный стандарт внутреннего финансового аудита – "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита".
Два других, напомним, вступили в силу в конце прошлого года.
Кроме того, в феврале Минфин подготовил проект еще одного федерального стандарта внутреннего финансового аудита – "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", который определит порядок составления заключений по результатам аудиторских мероприятий.
Новые позиции судов, на которые стоит обратить внимание
К такому выводу пришел Верховный Суд РФ, рассматривая спор между учреждением и ТФОМС о нецелевом расходовании средств Фонда:
на оплату труда штатных работников, включенных в состав специализированной психиатрической выездной бригады СМП, – врач-психиатр; фельдшер выездной психиатрической бригады; санитар выездной психиатрической бригады,
на покупку ГСМ, лекарств, медицинских изделий, расходных материалов, затраченных в связи с оказанием медпомощи при психических расстройствах и расстройствах поведения.
Судьи четырех инстанций поддержали ревизоров.
Возможно ли оплачивать "коммуналку" и налоги без распределения между КФО 2 и 4?
Положительный ответ на этот вопрос следует их решения суда апелляционной инстанции. При проведении проверки ревизоры выявили, что в результате неверно произведенного расчета коэффициента платной деятельности, учреждением были необоснованно произведены расходы по оплате коммунальных услуг и имущественных налогов в части КФО 2 за счет средств субсидии госзадание.
Однако судьи с ними не согласились и указали, что учреждение может нести ответственность только в случае нецелевого использования бюджетных средств, либо при невыполнении госзадания. А поскольку задание за проверяемый период выполнено в полном объеме, кредиторской задолженности по обязательствам, в том числе по уплате коммунальных услуг, налогов и иных обязательных платежей бюджет не имеется, судьи двух уровней пришли к единому выводу: вести речь об ущербе бюджету в такой ситуации неправомерно.
В ходе мероприятий налогового контроля налоговые инспекторы обнаружили, что работник проверяемой организации не сдал авансовый отчет, никаким образом не подтвердил целевое расходование подотчетных средств и не вернул неиспользованную сумму. Выданные под отчет деньги проверяющие включили в совокупный доход работника и доначислили НДФЛ, пени и штраф.
Организация же утверждала, что спорный доход – это подотчетные средства, следовательно, обязанности удерживать из них НДФЛ у нее нет, после чего обратилась в суд с намерением признать решение налоговой инспекции незаконным.
Однако суды на трех уровнях рассмотрения дела признали доначисление НДФЛ правомерным. Верховный Суд РФ поддержал позицию коллег: если у организации нет документов, подтверждающих расходование подотчетных средств, то суммы, выданные работнику, облагаются НДФЛ.
Такой вопрос встал перед судом после обращения бюджетного учреждения с требованием о признании незаконным решения Казначейства, в котором ревизоры признали нецелевым расходованием средств оплату стоимости капитального ремонта комнат и коридоров общежития. По их мнению, ремонт отдельных помещений в здании должен рассматриваться как текущий.
Однако суды с ними не согласились. Основные аргументы судей:
к текущему ремонту относится восстановление отделки стен, потолков, полов отдельными участками, в то время как в рассматриваемой ситуации первичные документы учреждения подтверждают восстановление отделки стен по всей площади ремонтируемых комнат;
одни и те же виды работ могут выполняться как в рамках капитального, так и текущего ремонта. Однако для квалификации проведенных работ значение имеют не их виды или наименования, а цель проведения ремонта, общий объем работ и последствия для ремонтируемого объекта. В данном случае выполненные по договору работы по ремонту комнат в полном объеме соответствуют понятию капитальный ремонт, что также следует из содержания договоров и первичных документов (локальных сметных расчетов, актов формы КС-2).
При исполнении госконтракта образовалась экономия денежных средств, которая была направлена учреждением на выполнение дополнительных работ без заключения дополнительного соглашения к контракту. Однако суды, в том числе высшей инстанции, пришли к выводу, что произведенные расходы по оплате работ по контракту без дополнительного соглашения направлены на обеспечение выполнения функций учреждения по закупке работ для государственных нужд, на создание и увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного имущества, а также на исполнение обязательств по заключенному контракту в пределах выделенных средств. При таких обстоятельствах претензии Казначейства о нецелевом характере произведенных расходов необоснованны.