На данный момент в работе Комитета Госдумы по финансовому рынку (далее – комитет) находится более 100 законопроектов: для 69 из них комитет является профильным, для остальных – комитетом-соисполнителем. На прошедшей вчера пресс-конференции председатель комитета Анатолий Аксаков рассказал, какие из этих законопроектов планируется принять в первую очередь в рамках текущей весенней сессии Госдумы, которая продлится до 2 августа.
Так, уже в феврале во втором и третьем чтениях может быть принят закон о так называемых маркетплейсах для продажи финансовых продуктов и услуг (в первом чтении соответствующий законопроект был принят 19 июня прошлого года), которым закрепляются правила функционирования электронных платформ, используемых для совершения сделок между финансовыми организациями и потребителями банковских и страховых услуг, услуг на рынке ценных бумаг и других финансовых услуг. В ближайшее время комитет намерен скорректировать подготовленный ко второму чтению текст проекта с учетом поступивших от Администрации Президента РФ замечаний, после чего он будет вынесен на рассмотрение во втором чтении.
Продолжается обсуждение законопроекта о делении инвесторов – физических лиц на особо защищаемых неквалифицированных, простых неквалифицированных, простых квалифицированных и профессиональных инвесторов (в первом чтении принят 29 мая 2019 года). Проект предполагает, напомним, разный объем доступных инвесторам каждой из категорий финансовых сделок и инструментов. Основная дискуссия, по словам Анатолия Аксакова, ведется в отношении прав непрофессиональных инвесторов, в том числе о перечне ценных бумаг, которые они могут приобретать (например, нужно ли предоставить им право на покупку иностранных ценных бумаг).
Также в январе комитет планирует обсудить поправки к законопроекту о совершенствовании системы обязательного страхования вкладов в российских банках. Документ предусматривает, во-первых, расширение круга участников системы страхования вкладов. Сейчас по общему правилу средства юридических лиц, за исключением малых предприятий, не подлежат страхованию (п. 8 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"). Законопроектом же предлагается страховать также вклады некоторых НКО, в частности – являющихся исполнителями общественно полезных услуг. Кроме того, проект предусматривает ряд обстоятельств, позволяющих вкладчикам получать страховое возмещение в повышенном размере (максимальная сумма – 10 млн руб.), среди которых – продажа жилья, получение наследства, возмещение причиненного жизни, здоровью или личному имуществу ущерба, исполнение решения суда, получение определенных социальных выплат и пособий, грантов в форме субсидий. Как отметил Анатолий Аксаков, при рассмотрении проекта в первом чтении (состоялось 5 декабря 2019 года) было предложено предоставить аналогичную защиту еще некоторым категориям лиц: многодетным семьям, инвалидам и др. Для принятия решения о возможности соответствующей корректировки текста проекта комитет запросил у Агентства по страхованию вкладов и Банка России информацию о том, насколько в таком случае увеличится нагрузка на фонд обязательного страхования вкладов.
В январе-феврале, по прогнозам комитета, будут рассмотрены законопроекты:
о более гибком регулировании участия инвесторов в синдицированном кредитовании – принятия соответствующего закона очень ждут государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ" и крупнейшие российские банки (рассмотрение законопроекта в первом чтении, по словам Анатолия Аксакова, состоится сразу же после получения отзыва Правительства РФ);
о модернизации системы формирования кредитных историй (принят в первом чтении 7 ноября 2019 года). Проектом предполагается, в частности, создание квалифицированных бюро кредитных историй, которые будут заниматься предоставлением сведений о долговой нагрузке субъектов кредитных историй пользователям кредитной истории;
о создании Единой информационной системы проверки сведений об абоненте – физическом лице и о пользователях услугами связи абонента – юридического лица, индивидуального предпринимателя либо физического лица (принят в первом чтении 5 марта 2019 года).
Кроме того, в ходе весенней сессии во всех трех чтениях может быть принят закон об индивидуализации тарифов ОСАГО. На рассмотрении Госдумы, напомним, находятся два альтернативных проекта – один был подготовлен Правительством РФ, другой – группой депутатов. По словам Анатолия Аксакова, который является одним из авторов второго проекта, поддержан будет именно он, и правительство не против. В случае принятия закона на величину страхового тарифа, устанавливаемого страховщиком, будет влиять не только количество ДТП с участием конкретного автомобиля, но и число совершенных его владельцем грубых нарушений ПДД.
Что немаловажно, прогнозирует глава комитета принятие в ближайшие полгода и закона о цифровых финансовых активах. Несмотря на то что и в прошлом году соответствующий законопроект стоял на повестке как один из важнейших в сфере регулирования финансового рынка, его рассмотрение "подвисло" в связи с необходимостью уточнения вводимых понятий (в первом чтении был принят еще 22 мая 2018 года). Надо полагать, что внимание Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева к данному вопросу ускорит рассмотрение проекта – необходимость урегулирования на законодательном уровне использования "этих так называемых токенов" премьер, в частности, подчеркнул в ходе встречи с генеральным директором акционерного общества "Росгеология" Сергеем Горьковым 9 января.