03.12.2019

ссылка на статью: бухвести.рф/130436

Как инвентаризировать оприходованный от ликвидации основных средств лом, содержащий драгоценные металлы? Нужно ли его включать в отдельную опись формы ИНВ-8а?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации использование унифицированной формы N инв-8а не является обязательным.
Организация может использовать унифицированную форму либо самостоятельно разработать форму описи. Используемая форма должна содержать необходимые реквизиты и информацию, которые установлены законодательством.

Обоснование вывода:
Организация и порядок учета драгоценных металлов (золота) или изделий из них должны осуществляться с учетом требований:
- Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях";
- Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731 (далее - Правила N 731);
- Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 09.12.2016 N 231н (далее - Инструкция N 231н).
В силу п. 1.1 ст. 20 Закона N 41-ФЗ лом и отходы драгоценных металлов подлежат сбору во всех организациях, в которых они образуются. Собранные лом и отходы подлежат обязательному учету.
В соответствии с п. 23 Инструкции N 231н при списании оборудования организация самостоятельно или с привлечением специализированных организаций извлекает из них детали, содержащие драгоценные металлы и их сплавы. При этом составляется акт ликвидации (п. 21 Инструкции N 231н), в котором указывается отдельно общая масса изъятых деталей, а также масса драгоценных металлов в пересчете на массу химически чистых драгоценных металлов согласно сведениям первичных учетных документов и/или технической документации на данное оборудование.
На основании этих актов соответствующее оборудование списывается и одновременно изъятые детали приходуются на карточки учета отходов по общей массе отходов и массе содержащихся в них драгоценных металлов в химически чистом виде согласно технической документации.
Далее полученные лом и отходы подлежат либо реализации специализированным организациям, либо передаче для аффинажа драгоценных металлов.
В соответствии с частью 1 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также п. 27 Инструкции N 231н во время хранения на предприятии лома и отходов драгметаллов (до передачи на аффинаж) возникает необходимость инвентаризации указанных запасов.
Порядок проведения инвентаризации организациями установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Указания). Отметим, что Указания являются обязательными к применению в той части, в которой они не противоречат положениям Закона N 402-ФЗ и федеральным стандартам бухгалтерского учета (документам, их заменяющим) (ч.ч. 1, 2 ст. 21, ч. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ).
Согласно п. 28 Инструкции N 231н инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней в ломе и отходах, предназначенных для дальнейшего производства драгоценных металлов или их аффинажа, проводится один раз в год (по состоянию на 1 января).
Сведения о фактическом наличии драгоценных металлов и драгоценных камней по каждому отдельному наименованию материальных ценностей записываются в акты инвентаризации (описи), составляемые не менее чем в двух экземплярах, один из которых передается материально ответственному лицу. Инвентаризационная комиссия отражает результаты инвентаризации в утвержденных организацией формах, которые заполняются по всем предусмотренным в них реквизитам отдельно по местам хранения и/или использования ценностей, и материально ответственным лицам (п. 34 Инструкции N 231н).
При этом форма инвентаризационной описи Инструкцией N 231н не регламентируется.
В свою очередь, согласно п. 2.5 Указаний сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации (не менее чем в двух экземплярах), примерные формы которых приведены в приложениях NN 6-18 к Указаниям, среди которых форма N инв-8а не представлена.
Обязанность использовать утвержденные Государственным комитетом по статистике РФ типовые межведомственные формы N инв-8 "Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них", N инв-9 "Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них" и N инв-8а "Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в полуфабрикатах, узлах и деталях оборудования, приборах и иных изделиях", которые должны заполняться по всем предусмотренным в них реквизитам отдельно по местам хранения и использования ценностей и материально ответственным лицам, была установлена п. 5.7 Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении (утверждена приказом Минфина России от 29.08.2001 N 68н), которая утратила силу.
При этом с 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению (информация Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012). С этой даты все формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Однако при разработке собственных форм можно использовать в качестве образца унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России. Перечень обязательных реквизитов первичного документа содержится в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации использование унифицированной формы N инв-8а не является обязательным. Организация может использовать унифицированную форму (в том числе инв-3) либо самостоятельно разработать форму описи.
Напомним, что формы первичных учетных документов утверждаются учетной политикой экономического субъекта (четвертый абзац п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Ведение организациями связи учета драгметаллов (С.Е. Нестеров, журнал "Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, ноябрь-декабрь 2018 г.);
- Энциклопедия решений. Разработка и утверждение первичных документов для бухгалтерского учета.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Ответ прошел контроль качества

15 ноября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 



  




23.01.2020 В Организации осенью 2019 года была проведена аудиторская проверка. В результате проверки полноты и правильности формирования уставного капитала Общества в проверяемый период установлено, что на момент проведения проверки участником МУП не был внесен вклад за переданную ему Обществом долю вышедшего участника ООО в уставном капитале в размере 49% от величины уставного капитала номинальной стоимостью 16 609 555,24 руб.
В решении Общего собрания по передаче 49% доли уставного капитала участнику МУП не были оговорены способ и сроки внесения участником вклада за переданную ему долю. Более того, аудит расчетов с учредителями и проверка достоверности бухгалтерской отчетности в части величины и структуры уставного капитала показали, что со стороны Общества безосновательно на убытки Общества в бухгалтерском учете списана задолженность по вкладу в уставный капитал участника МУП перед энегоснабжающей организацией на сумму 16 609 555,24 руб (подробнее - в разделе 7 Отчета).
При этом, по данным ЕГРЮЛ, МУП на момент проверки продолжает числиться владельцем неоплаченной им доли в уставном капитале в размере 49%, когда как его задолженность перед Обществом необоснованно со стороны самого же Общества списана на убытки.