Верховный Суд РФ отказал в праве пересмотра "старых" судебных дел, разрешенных еще до того, как Верховным Судом была сформирована и поддержана правовая позиция о необходимости оплачивать из средств обязательного медицинского страхования всю помощь, в том числе сверхнормативную, оказанную медорганизацией в рамках ОМС и в которой медорганизация не вправе была отказать. Даже если такая спорная помощь превышает объем медпомощи, выделенный медорганизации решением комиссии по разработке терпрограммы ОМС по региону. Даже если медорганизация не доказала, что превышение выделенного ей объема обосновано повышенной заболеваемостью, увеличением тарифов на оплату медпомощи, количеством застрахованных лиц и (или) изменением их структуры по полу и возрасту (Определение Верховного Суда РФ от 18 октября 2019 г. № 308-ЭС19-17631 "Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации").
Однако после того, как практика поменялась, "отказники" пробуют добиваться пересмотра своих "старых" дел.
В данном деле санаторий попросил пересмотреть свое старое дело – об отказе в оплате сверхобъемной медпомощи – по новым обстоятельствам. Потому что упомянутое выше определение ВС от 18.10.2018 (с новой правовой позицией) вынесено именно в деле с участием этого же санатория, по тем же обстоятельством, лишь по иному периоду времени.
Арбитражный суд первой инстанции в пересмотре отказал, а вот апелляция, наоборот, сочла, что пересмотр возможен:
спорное "отказное" дело рассматривалось – в свое время – довольно долго, неоднократно откладывалось и даже было приостановлено. Суд делал это специально – он ждал, что скажет вышестоящая инстанция (по аналогичным делам);
а приостановлено спорное "отказное" дело было вообще с формулировкой "до вступления в законную силу решения по делу № А15-6379/2016" – это как раз то самое дело, по которому санаторий впоследствии дошел до ВС РФ и в итоге "получил" новую правовую позицию об оплате всего объема медпомощи;
отказ по спорному "отказному" делу был полностью "переписан" с отказных решений по делу № А15-6379/2016. Никто ведь тогда не мог предположить, что ВС РФ кардинально изменит практику;
а раз так, то "историческое" определение Экономколлегии ВС РФ на основании п. 1 ст. 311 АПК РФ может являться основанием для пересмотра спорного отказного судебного акта по новым обстоятельствам.
Однако суд округа провозгласил, что оснований для пересмотра старого дела не имеется:
действительно, определением ВС РФ от 18 октября 2018 г. № 308-ЭС18-8218 по делу № А15-6379/2016 изменена правовая позиция, сформировавшаяся при правовых ситуациях, аналогичных настоящему спору;
но согласно п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, п. 11 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июня 2011 г. № 52, определение либо изменение ВС РФ практики применения правовой нормы может служить основанием для пересмотра вступившего в законную силу судебного акта по правилам главы 37 АПК РФ только при условии, если в соответствующем акте ВС РФ содержится указание на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов в силу данного обстоятельства;
в упомянутом определении ВС РФ от 18 октября 2018 г. № 308-ЭС18-8218 такого указания нет, а значит, пересмотр дела по новым – по крайней мере, конкретно этим, – обстоятельствам невозможен.
ВС РФ согласился с этим, о чем и вынес свое "отказное" определение 18.10.2019., то есть ровно в годовщину "триумфального" прошлогоднего определения, изменившего судебную практику по делам о сверхобъемной медпомощи в рамках ОМС.