25.10.2019

ссылка на статью: бухвести.рф/129040

Командированный сотрудник к авансовому отчету прикладывает распечатанный электронный билет и посадочный талон с отметкой о прохождении контроля для возмещения расходов на перелет. Формально первый документ называется именно "электронный билет", а не "маршрут-квитанция", как это указано в приказе Минтранса России от 08.11.2006 N 134. В нем есть следующая информация: Ф. И. О. пассажира, номер билета, дата его выписки, номер бронирования, авиакомпания, передаточная надпись, номер рейса, класс, самолет, маршрут полета, время вылета и посадки, форма оплаты, расчет тарифа, сборы, таксы, полная стоимость.
Достаточно ли такого документа для подтверждения расходов в целях учета налога на прибыль, или документ должен называться именно "маршрут-квитанция", чтобы у контролирующих органов не было формальных оснований для снятия таких расходов?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Электронный пассажирский билет в гражданской авиации представлен только в электронно-цифровой (бездокументарной) форме. Документом на бумажном носителе, подтверждающим приобретение электронного билета, является маршрут-квитанция.
Полагаем, что документ с названием "электронный билет", содержащий все реквизиты, установленные для маршрут-квитанции в пп. 2 "а" п. 1 приложения к Приказу Минтранса N 134, являющейся бланком строгой отчетности, может служить документом, подтверждающим расходы на приобретение электронного авиабилета в целях налогообложения прибыли (при наличии посадочного талона, подтверждающего перелет сотрудника по указанному в электронном авиабилете маршруту).

Обоснование позиции:
В целях выявления объекта налогообложения налогом на прибыль полученные доходы уменьшаются на сумму произведенных расходов (ст. 247, п. 1 ст. 252 НК РФ), за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Для признания в целях налогообложения прибыли расходы в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ должны быть:
1) экономически обоснованы;
2) документально подтверждены;
3) произведены для деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на командировки, включая расходы на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.
Разъяснения по вопросу подтверждения для целей налогообложения прибыли организаций расходов на приобретение проездных документов при направлении работника в командировку содержатся в письмах Минфина России от 28.02.2019 N 03-03-05/12957, от 17.12.2018 N 03-03-07/91528, от 06.10.2017 N 03-03-06/1/65429 и заключаются в следующем.
В соответствии с п. 2 приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации" (далее - Приказ N 134) маршрут-квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Помимо этого, на основании п. 84 приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (в редакции Приказа Минтранса России от 14.01.2019 N 7) при регистрации пассажира в аэропорту или в пункте регистрации, расположенном за пределами аэропорта, пассажиру выдается посадочный талон.
Согласно п. 1 Приложения к Приказу N 134 электронный пассажирский билет и багажная квитанция в гражданской авиации (далее - электронный билет) представляют собой документ, используемый для удостоверения договора перевозки пассажира и багажа, в котором информация о воздушной перевозке пассажира и багажа представлена в электронно-цифровой форме.
Подпунктом 1 п. 1 Приложения к Приказу N 134 установлена структура электронного билета:
- электронный полетный купон;
- электронный контрольный купон;
- электронный агентский купон;
- маршрут-квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок).
Помимо этого пп. 2 "а" п. 1 Приложения к Приказу N 134 установлено содержание электронного билета: маршрут-квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок), электронный полетный, электронный контрольный, электронный агентский купоны содержат следующие сведения о перевозке пассажира и багажа:
- сведения о пассажире (для внутренних перевозок - фамилия, имя, отчество, наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность; для международных перевозок - фамилия, другие сведения в соответствии с международными нормами);
- наименование и (или) код перевозчика;
- номер рейса;
- дату отправления рейса;
- время отправления рейса;
- наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса;
- тариф;
- эквивалент тарифа (если применяется);
- итоговую стоимость перевозки;
- форму оплаты;
- сборы (если применяются);
- наименование и (или) код класса бронирования;
- код статуса бронирования;
- дату оформления;
- наименование агентства/перевозчика, оформившего билет;
- норму бесплатного провоза багажа (по усмотрению);
- уникальный номер электронного билета.
Маршрут-квитанция оформляется и выдается (направляется в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети) пассажиру обязательно.
Маршрут-квитанция является документом строгой отчетности и подтверждает факт приобретения билета.
Из положений Приказа N 134 следует, что электронный билет существует только в электронно-цифровой (бездокументарной) форме. Все составляющие его структуру также имеют электронную форму, и только сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут-квитанция электронного документа (авиабилета) представляется на бумажном носителе. На практике в разных авиакомпаниях формируются "Электронный билет (маршрут-квитанция)", "Маршрутная квитанция электронного билета".
По нашему мнению, определяющим моментом в данном случае является содержание документа, имеющего название, отличное от названия "маршрут-квитанция".
Вместе с оригиналом посадочного талона, подтверждающего перелет работника, маршрут-квитанция на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, является документальным основанием для подтверждения расходов по налогу на прибыль на приобретение билета на проезд к месту командировки и обратно (смотрите письма Минфина России от 30.04.2019 N 03-03-06/1/32045, от 17.12.2018 N 03-03-07/91528, ФНС России от 11.04.2019 N СД-3-3/3409@ и др.).
В письме Минфина России от 27.12.2007 N 03-03-06/1/893 изложено, что маршрут-квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции должна быть оформлена на утвержденном в качестве бланка строгой отчетности пассажирском билете и багажной квитанции. При этом, по мнению финансистов, если билет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательными документами являются распечатка электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе и посадочный талон.
Таким образом, если в рассматриваемой ситуации документ с названием "электронный билет" отвечает всем указанным ранее требованиям, предъявляемым к содержанию маршрут-квитанции электронного билета, являющейся бланком строгой отчетности (в частности, содержит все обязательные реквизиты, установленные пп. 2 "а" п. 1 Приложения к Приказу Минтранса N 134), то полагаем, что данный документ независимо от его названия (при наличии посадочного талона, подтверждающего перелет сотрудника по указанному в электронном авиабилете маршруту) может служить документом, подтверждающим расходы на приобретение электронного авиабилета, при налогообложении прибыли.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Вопрос: Сотруднику, приобретавшему авиабилеты через сайт "Аэрофлот", авиакомпания отправила по электронной почте квитанцию электронного билета. Впоследствии при заказе билетов на этом же сайте сотрудник стал получать также и маршрутную квитанцию электронного билета. Сотрудники авиакомпании пояснили, что, по сути, это один и тот же документ. Вправе ли был работодатель признавать в целях налога на прибыль расходы на перелет сотрудника в командировке, подтвержденные только квитанцией электронного билета и посадочным талоном без маршрутной квитанции электронного билета? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2014 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Ассоциации "Содружество" Иванкова Ольга

Ответ прошел контроль качества

2 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.