09.10.2019

ссылка на статью: бухвести.рф/128302

В образовательном учреждении (техникум) необходимо ввести должность "специалист по профориентационной работе и содействию трудоустройству выпускников", но в профстандартах и ЕТКС такого наименования должности нет. Как работодателю действовать в данной ситуации?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В штатное расписание учреждения может быть введена должность "специалист по профориентационной работе и содействию трудоустройству выпускников", если в квалификационном справочнике содержится должность с другим наименованием, но с аналогичными должностными обязанностями и требованиям к квалификации. В противном случае при введении в штатное расписание должности "специалист по профориентационной работе и содействию трудоустройству выпускников" не будет выполнено требование законодательства об установлении системы оплаты труда в учреждении с учетом распределения должностей служащих по профессиональным квалификационным группам.

Обоснование позиции:
Работодатель, в том числе и учреждение, находящееся на бюджетном финансировании, формирует штатное расписание, устанавливает перечень должностей работников и количество штатных единиц исходя из своих потребностей (смотрите в связи с этим также определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2015 N 1881-О).
В муниципальных учреждениях системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть первая ст. 144 ТК РФ). При этом часть пятая ст. 144 ТК РФ обязывает устанавливать системы оплаты труда работников муниципальных учреждений с учетом положений единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС) или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей. А частью третьей ст. 144 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп*(2).
Безусловно, работодатель должен соблюдать требование части второй ст. 57 ТК РФ о соответствии наименований должностей наименованиям, указанным в ЕКС или профстандарте, в случаях предоставления работникам компенсаций и льгот либо наличия ограничений, предусмотренных законодательством. В других случаях положения ЕКС и профстандартов в части наименований должностей имеют для работодателей лишь рекомендательный характер (решение Верховного Суда РФ от 25.05.2015 N АКПИ15-388, письмо Роструда от 07.05.2010 N 1357-6-1)*(3).
Однако для выполнения требований частей третьей и пятой ст. 144 ТК РФ необходимо, чтобы должностные обязанности и требования к квалификации сотрудников соответствовали предусмотренным в соответствующих разделах ЕКС. На наш взгляд, только при соответствии обязанностей по должностям, вводимым в штатное расписание, должностным обязанностям (учитывая возможность их уточнения), предусмотренным ЕКС, может быть выполнено требование законодательства об установлении системы оплаты труда в государственном учреждении с учетом распределения должностей служащих по профессиональным квалификационным группам (далее - ПКГ).
При этом если заработная плата работников устанавливается на основе профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.05.2008 N 247н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих" (далее - Приказ о ПГК), то, по нашему мнению, обязанности по должностям, вводимым в штатное расписание, должны соответствовать должностным обязанностям (учитывая возможность их уточнения), предусмотренным Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37 (далее - Квалификационный справочник)*(4).
Поскольку должность "специалист по профориентационной работе и содействию трудоустройству выпускников" не поименована ни в Квалификационном справочнике, ни в Приказе о ПГК, представляется, что учреждение вправе ввести эту должность, если в Квалификационном справочнике содержится должность с другим наименованием, но с аналогичными должностными обязанностями и требованиям к квалификации. В противном случае при введении в штатное расписание должности "специалист по профориентационной работе и содействию трудоустройству выпускников" не будет выполнено требование законодательства об установлении системы оплаты труда в учреждении с учетом распределения должностей служащих по ПКГ.
Так, например, к 1 квалификационному уровню ПКГ "Общеотраслевые должности служащих третьего уровня" отнесена должность "профконсультант". Если в рассматриваемом случае обязанности и квалификационные требования по должности "специалист по профориентационной работе и содействию трудоустройству выпускников" соответствуют обязанностям и квалификационным требованиям по должности "профконсультант", то учреждение может предусмотреть эту должность в штатном расписании и отнести ее к 1 квалификационному уровню ПКГ "Общеотраслевые должности служащих третьего уровня".
В заключение обращаем внимание на то, что данная позиция является лишь нашим экспертным мнением и может не совпадать с позицией контролирующих органов. Поэтому мы рекомендуем обратиться с запросом в Федеральную службу по труду и занятости (Роструд) по почте (101000, Москва, Мясницкая улица, 40, стр. 16) или посредством заполнения специальной формы обращения на официальном сайте ведомства (https://www.rostrud.ru/room/obrashcheniya-grazhdan/kremlin).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Ответ прошел контроль качества

20 сентября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно п. 2 Указа Президента РСФСР от 15.11.1991 N 211 учреждения, находящиеся на бюджетном финансировании, вправе самостоятельно определять структуру и штаты без учета соотношений численности работников различных категорий. Соответствие Указа действующему законодательству подтверждено Верховным Судом РФ (решение от 14.04.2004 N ГКПИ04-170, определение от 18.05.2004 N КАС04-198).
*(2) Под профессиональными квалификационными группами понимаются группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (часть шестая ст. 144 ТК РФ).
*(3) В п. 10 Рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта, утвержденных приказом Минтруда России от 26.04.2013 N 167н, указывается, что если трудовые обязанности работников учреждения полностью или частично совпадают с должностными обязанностями, предусмотренными, в частности, квалификационными характеристиками ЕКС или соответствующими положениями профессиональных стандартов, то при оформлении трудовых отношений рекомендуется применять наименования должностей служащих, предусмотренные соответствующими квалификационными характеристиками ЕКС и профессиональными стандартами. Изложенное косвенно подтверждает рекомендательный характер применения ЕКС или профстандартов при определении наименований должностей работников государственного учреждения.
*(4) Согласно п. 3 Общих положений Квалификационного справочника в его первом разделе приводятся квалификационные характеристики общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей), широко распространенных на предприятиях, в учреждениях и организациях, прежде всего производственных отраслей экономики, в том числе находящихся на бюджетном финансировании.
При этом согласно п. 4 Общих положений Квалификационного справочника при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях, и устанавливаются требования к необходимой специальной подготовке работников. В процессе организационно-технического и экономического развития, освоения современных управленческих технологий, внедрения новейших технических средств, проведения мер по совершенствованию организации и повышению эффективности труда возможно расширение круга обязанностей работников по сравнению с установленными соответствующей характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.