19.08.2019
ВЫХОДНЫЕ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ-ИНВАЛИДОМ И БЕСПЛАТНОЕ ПИТАНИЕ: НАЧИСЛЯТЬ ЛИ ВЗНОСЫ?

ссылка на новость: бухвести.рф/125965

Выходные по уходу за ребенком-инвалидом и бесплатное питание: начислять ли взносы?
ViktoriaSapata / Depositphotos.com

По мнению финансового ведомства, оплата работникам дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке (письмо Минфина России от 30 марта 2017 г. № 03-15-05/18599). Свою позицию Минфин основывает на том, что данная выплата не поименована в перечнях выплат, освобождаемых от обложения взносами. Однако суды неоднократно приходили к выводу о том, что такие выплаты не подлежат обложению страховыми взносами. К примеру, такой исход дела зафиксирован в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 7 февраля 2019 г. по делу № А72-4625/2018 и постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 31 июля 2018 г. по делу № А34-12522/2017 (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24 июля 2019 г. по делу № А07-34329/2018).

Выводы судов по вопросу обложения страховыми взносами выплат работникам в виде предоставления бесплатного питания также единообразны: выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников, в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Следовательно, такие выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов. К такому заключению пришли судьи в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 декабря 2018 г. по делу № А45-4004/2018 и постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 30 августа 2018 г. по делу № А07-607/2017.

При этом данные выводы судов соответствуют правовым позициям, выраженным в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и определениях Верховного Суда Российской Федерации (Постановление Президиума ВАС РФ от 3 декабря 2013 г. № 10905/13, Постановление Президиума ВАС РФ от 14 мая 2013 г. № 17744/12, Определение ВС РФ от 4 июня 2018 г. № 309-КГ18-5970, Определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 4 сентября 2017 г. № 303-КГ17-6952).

Аналогичные вопросы стали предметом очередного судебного разбирательства.

По результатам выездной проверки ФСС России доначислил страхователю взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штраф. По мнению ревизоров, организация занизила облагаемую базу по страховым взносам на сумму выплат работникам в виде оплаты стоимости питания за счет средств работодателя, а также на сумму оплаты работнику среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами.

Страхователь с вынесенным решением не согласился и обратился в суд.

Судьи на трех этапах рассмотрения дела не согласились с мнением Фонда и указали, что выплаты за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход. Статья 262 Трудового кодекса, устанавливая оплату работнику дополнительного выходного дня в размере среднего заработка, указывает лишь на размер выплаты, а не на сохранение среднего заработка. То есть такая выплата обусловлена социальным статусом работника – родителя или опекуна ребенка-инвалида. Предоставление дополнительных выходных дней и их оплата напрямую связаны с жизненными обстоятельствами работника, а не с его трудовой функцией. Осуществляя выплату за дополнительный выходной день, работодатель не платит за выполненный труд и не обеспечивает условия труда, а выполняет социальные обязательства, установленные ТК РФ для отдельных категорий работников. Поэтому такая выплата не относится по своей природе к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей и не подлежит обложению страховыми взносами.

В отношении бесплатного питания для работников суды подчеркнули, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. В данном случае обеспечение работников загородного лагеря бесплатным питанием носит социальный характер, не является стимулирующим, не зависит от квалификации работников и от результата труда, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не является оплатой труда работников / вознаграждением за труд. Решение об обеспечении сотрудников лагеря бесплатным питанием было принято в связи с отдаленностью лагеря от города и ненормированным рабочим днем.

Поскольку обеспечение работников загородного лагеря бесплатным питанием не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде, суд такая оплата не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов.

На этих основания суды трех уровней признали отсутствие у Фонда правовых оснований для доначисления недоимки по страховым взносам, начисления спорных сумм пени и штрафа.

Однако у ФСС России еще есть время на обжалование данного решения в Судебную коллегию ВС РФ.



Источник публикации: ИА "Гарант"