Госпошлина не уплачивается, если документы в электронной форме для госрегистрации ЮЛ или ИП направлены в регистрирующий орган нотариусом или через МФЦ.

Согласно подпункту 32 пункта 3 статьи 333.35 НК РФ госпошлина не уплачивается за совершение юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 1, 3, 6 и 7 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, в случаях направления в регистрирующий орган документов, необходимых для их совершения, в форме электронных документов в установленном порядке.

Согласно статье 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" представление документов в регистрирующий орган возможно непосредственно или:

  • через МФЦ (в этом случае документы направляются в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных УКЭП, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия;
  • нотариусом по просьбе заявителя (в этом случае документы направляются в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных УКЭП нотариуса, с использованием в том числе сети "Интернет" либо единой системы межведомственного электронного взаимодействия).
  • Отдельно отмечен порядок госрегистрации кредитных организаций.

    Госрегистрация кредитной организации, а также внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций, осуществляются на основании решений, принимаемых Банком России.

    Поскольку взаимодействие между ФНС России и Банком России осуществляется в форме обмена электронными документами, госпошлина за госрегистрацию кредитной организации, а также за госрегистрацию вносимых изменений, также не уплачивается.

    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

    ПИСЬМО

    от 18 июля 2019 г. N ГД-4-19/14001@

    Федеральная налоговая служба в связи с поступающими обращениями налогоплательщиков по вопросу предоставления государственной услуги "Государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) сообщает следующее.

    Исходя из положений подпункта 32 пункта 3 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с 1 января 2019 года государственная пошлина при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не уплачивается при направлении документов в регистрирующий орган заявителем в форме электронных документов через сайт ФНС России или Единый портал государственных и муниципальных услуг, а также при направлении документов в регистрирующий орган через МФЦ или нотариуса.

    Одновременно ФНС России направляет для использования в работе разъяснения Минфина России от 28 августа 2018 года N 03-05-04-03/61166, от 16 апреля 2019 года N 03-05-04-03/26952.

    Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести вышеизложенную информацию до МФЦ для обеспечения организации взаимодействия с налоговыми органами при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с вышеназванным Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ.

    Действительный

    государственный советник

    Российской Федерации

    2 класса

    Д.Ю.ГРИГОРЕНКО

     

    Приложение

     

    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПИСЬМО

    от 28 августа 2018 г. N 03-05-04-03/61166

    Департамент налоговой и таможенной политики совместно с Правовым Департаментом рассмотрел письмо по вопросу применения положений Федерального закона от 29 июля 2018 г. N 234-ФЗ "О внесении изменения в статью 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 234-ФЗ) в предусмотренных Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) отдельных случаях и сообщает следующее.

    Согласно подпункту 32 пункта 3 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции Федерального закона N 234-ФЗ государственная пошлина не уплачивается за совершение юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 1, 3, 6 и 7 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса, в случаях направления в регистрирующий орган документов, необходимых для совершения таких юридически значимых действий, в форме электронных документов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

    Статьей 9 Федерального закона N 129-ФЗ установлен порядок представления документов при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

    Нормами статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ предусмотрена возможность представления документов в регистрирующий орган непосредственно или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) заявителем либо его представителем, кроме того, представление документов в регистрирующий орган может быть осуществлено по просьбе заявителя нотариусом.

    При этом многофункциональный центр направляет представленные документы в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия; нотариус направляет представленные документы в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", либо единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

    Таким образом, установленный законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей порядок направления в регистрирующий орган документов в электронной форме может быть реализован посредством использования каждого из указанных выше способов.

    Учитывая изложенное, государственная пошлина не должна уплачиваться за совершение юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 1, 3, 6 и 7 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса, в случае направления в регистрирующий орган документов, необходимых для совершения указанных юридически значимых действий, в форме электронных документов через многофункциональный центр или нотариусом.

    Врио директора Департамента

    В.А.ПРОКАЕВ

     

    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПИСЬМО

    от 16 апреля 2019 г. N 03-05-04-03/2695

    Минфин России совместно с ФНС России рассмотрел письмо по вопросу применения подпункта 32 пункта 3 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.

    Согласно подпункту 32 пункта 3 статьи 333.35 Кодекса государственная пошлина не уплачивается за совершение юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 1, 3, 6 и 7 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса, в случаях направления в регистрирующий орган документов, необходимых для совершения таких юридически значимых действий, в форме электронных документов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

    Указанное положение Кодекса вступило в силу с 1 января 2019 года.

    Подпунктами 1, 3, 6 и 7 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса определены размеры государственной пошлины за государственную регистрацию юридического лица и физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а также за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

    Статьей 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) установлен порядок представления документов при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

    Нормами статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ предусмотрена возможность представления документов в регистрирующий орган непосредственно или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) заявителем либо его представителем, кроме того, представление документов в регистрирующий орган может быть осуществлено по просьбе заявителя нотариусом.

    При этом многофункциональный центр направляет представленные документы в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия; нотариус направляет представленные документы в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", либо единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

    Таким образом, установленный законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей порядок направления в регистрирующий орган документов в электронной форме может быть реализован посредством использования каждого из указанных выше способов.

    Кроме того, в соответствии со статьей 10 Федерального закона N 129-ФЗ федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

    Взаимодействие между органами, которые в соответствии с такими федеральными законами уполномочены принимать решение о государственной регистрации юридических лиц, и регистрирующим органом осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия на безвозмездной основе.

    Так, согласно статье 12 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного указанным Федеральным законом специального порядка государственной регистрации кредитных организаций.

    Решение о государственной регистрации кредитной организации принимается Банком России. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации. Взаимодействие Банка России с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации кредитных организаций осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом.

    Порядок взаимодействия ФНС России и Банка России по вопросам государственной регистрации кредитных организаций определен в совместном Регламенте, утвержденном МНС России N БГ-16-09/86 и Банком России N 01-33/2202 от 26 июня 2002 года (далее - Регламент).

    Согласно пункту 2 Регламента Банк России (территориальное учреждение Банка России) в течение трех рабочих дней с даты принятия решения по вопросам государственной регистрации кредитной организации направляет в уполномоченный регистрирующий орган один комплект документов, предусмотренных статьями 12, 14,17, 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц", с сопроводительным письмом (Приложение 1).

    Учитывая, что взаимодействие между ФНС России и Банком России при государственной регистрации кредитной организации осуществляется в форме обмена электронными документами с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, государственная пошлина за государственную регистрацию кредитной организации, за государственную регистрацию изменений, вносимых в устав кредитной организации, согласно подпункту 32 пункта 3 статьи 333.35 Кодекса также не уплачивается.

    Учитывая изложенное, по мнению Минфина России и ФНС России, за совершение юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 1, 3, 6 и 7 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса, в случаях направления в регистрирующий орган документов, необходимых для государственной регистрации, в форме электронных документов многофункциональными центрами, нотариусами, представителями плательщика и Банком России государственная пошлина не должна уплачиваться.

    Вышеуказанная позиция доведена ФНС России до сведения территориальных органов ФНС России.

    И.В.ТРУНИН