08.07.2019

ссылка на статью: бухвести.рф/124101

ООО находится на УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы". Организация заключила договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг по международной перевозке автомобильным транспортом. Согласно условиям договора вознаграждение включает в том числе возмещение расходов экспедитора на организацию перевозки. Заказчиком услуг является российская организация. Своих машин у ООО нет, поэтому заключается договор с перевозчиком. Перевозчиком является белорусская компания, зарегистрированная в Минске. Товар едет из России в Германию.
Должна ли организация выставлять счета-фактуры с 0% НДС в адрес заказчика, сдавать журнал выставленных и полученных счетов-фактур в налоговую?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемой ситуации организация, применяющая УСН и осуществляющая экспедиторскую деятельность, связанную с международными перевозками, не обязана выставлять своему заказчику счета-фактуры с применением налоговой ставки 0%.
У организации в данном случае отсутствует обязанность по ведению журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур.

Обоснование позиции:
На основании п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Статьей 805 ГК РФ предусмотрено, что, если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц.
При этом согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" клиент обязан уплатить вознаграждение, причитающееся экспедитору, а также возместить понесенные им в интересах клиента расходы.

Налогообложение операций по ставке НДС 0%

Операции по реализации услуг, в том числе транспортно-экспедиционных услуг, на территории РФ признаются объектом обложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Местом реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российской организацией в отношении товаров, перевозимых между пунктами, один из которых находится на территории РФ, а другой - за пределами территории РФ, признается территория РФ (пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ, письмо Минфина России от 13.08.2013 N 03-07-08/92779).
При этом в соответствии с абзацем пятым пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ обложение НДС транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки, производится по налоговой ставке 0%. В целях настоящей статьи к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.
Под международными перевозками товаров в целях ст. 164 НК РФ понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории РФ (абзац второй пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Вышеуказанный перечень транспортно-экспедиционных услуг является закрытым (письма Минфина России от 09.02.2012 N 03-07-08/34, от 09.02.2012 N 03-07-13/01-08). Официальные органы разъясняют, что реализация указанных в нем услуг будет облагаться по ставке 0% при условии, что договор соответствует требованиям ГК РФ и Закона N 87-ФЗ к договору транспортной экспедиции, а услуги оказываются именно при организации международной перевозки. Если договором транспортной экспедиции при организации международной перевозки предусмотрено выполнение (оказание) только отдельных видов работ (услуг), предусмотренных этим перечнем, их обложение НДС осуществляется с применением ставки 0%*(1).
В п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 разъясняется, что по смыслу положений пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ его действие распространяется на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки, вне зависимости от того, выступает ли организатором международной перевозки сам экспедитор, либо заказчик транспортно-экспедиционных услуг, либо иное лицо.
Учитывая все вышеизложенное, полагаем, что в рассматриваемой ситуации местом реализации указанных в договоре услуг транспортной экспедиции признается территория РФ, а эти услуги следует облагать НДС с применением ставки 0%*(2).

Применение УСН и обязанность по выставлению счетов-фактур

В силу п. 1 ст. 168, п. 3 ст. 169 НК РФ при реализации услуг налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых услуг обязан предъявить к оплате покупателю этих услуг соответствующую сумму НДС и выставить счет-фактуру в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 169 НК РФ.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ (п. 2 ст. 346.11 НК РФ, смотрите также письма Минфина России от 02.03.2015 N 03-07-11/10711, от 22.07.2010 N 03-07-11/303)*(3).
Согласно п. 3 определения КС РФ от 15.05.2007 N 372-О-П налоговая ставка, в том числе ставка 0% по НДС, является обязательным элементом налогообложения (п. 1 ст. 17 НК РФ), и налогоплательщик не может произвольно ее применять (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения.
Вместе с тем в определении ВАС РФ от 07.08.2012 N ВАС-6759/12 сообщается, что право на применение ставки НДС 0% и налоговых вычетов при осуществлении экспортных операций, равно как и обязанность по представлению в налоговый орган декларации по НДС и пакета документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, предоставлены только плательщику НДС. Из этого обстоятельства исходят и судьи арбитражных судов на местах (смотрите, например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 08.04.2013 N Ф04-961/13 по делу N А27-6539/2012, ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.10.2011 N Ф02-4752/11 по делу N А19-5573/2011).
Учитывая вышеизложенное, полагаем, что в рассматриваемой ситуации у организации отсутствует право на применение ставки НДС 0%, равно как и на указание этой ставки в счетах-фактурах. Таким образом, организация, применяющая УСН и осуществляющая экспедиторскую деятельность, по суммам вознаграждения плательщиком НДС не признается, и счета-фактуры, в том числе со ставкой НДС 0%, выставлять не должна.

Ведение журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур

Однако экспедитор не освобождается от обязанности по выставлению счета-фактуры по услугам третьих лиц, являющихся плательщиками НДС, которые приобретаются от своего имени за счет клиента по договору транспортной экспедиции.
В п. 3.1 ст. 169 НК РФ закреплено, что лица, не являющиеся налогоплательщиками НДС, обязаны вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе:
- договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента);
- договоров транспортной экспедиции;
- при выполнении функций застройщика.
Таким образом, на возмещаемые расходы (перевыставляемые затраты), облагаемые НДС, в общем случае экспедитор должен составить счет-фактуру и зарегистрировать его в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур.
Так, автотранспортная компания (грузоперевозчик) в случае, если она является плательщиком НДС, выставляет организации-экспедитору счет-фактуру на стоимость оказанных услуг по перевозке груза клиента.
Показатели данного счета-фактуры организация-экспедитор переносит в счет-фактуру, выставляемый клиенту (письмо Минфина России от 20.01.2009 N 03-07-09/01, п. 5 письма МНС России от 21.05.2001 N ВГ-6-03/404 "О применении счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость").
Поскольку в рассматриваемой ситуации перевозку осуществляет белорусский перевозчик, который не должен платить российский НДС, у организации не возникает обязанности выставления счета-фактуры в адрес клиента (принципала) по сумме автотранспортных услуг белорусского перевозчика.
Форма журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее - Журнал учета), и правила его ведения (далее - Правила ведения Журнала) во исполнение п. 8 ст. 169 НК РФ утверждены постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее - Постановление N 1137).
В п. 1.1 Правил ведения Журнала указано, что для налогоплательщиков НДС и лиц, не являющихся налогоплательщиками НДС, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на основе договоров транспортной экспедиции, положения о ведении журнала применяются только в случае приобретения товаров (работ, услуг) от своего имени, стоимость которых не включается ими в расходы в соответствии с условиями заключенных договоров (то есть при определении налоговой базы в порядке, установленном главами 23, 25, 26.1 и 26.2 НК РФ, в составе доходов учитываются доходы в виде вознаграждения при исполнении указанных договоров)*(4).
Условие, приведенное в п. 1.1 Правил ведения Журнал, как мы поняли из рассматриваемой ситуации, не соблюдается (вознаграждение включает возмещение расходов экспедитора на организацию перевозки), поэтому обязанность по ведению Журнала учета на этом основании у организации отсутствует и применительно к ситуации, когда автотранспортной компанией выступала бы российская организация, плательщик НДС*(5).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Оформление счетов-фактур экспедитором;
- Вопрос: Организация заключает договоры транспортной экспедиции с российскими организациями на организацию доставки товаров из Республики Беларусь в РФ. В одном случае перевозку из Белоруссии в Россию осуществляет российский перевозчик, в другом - белорусский. Какой транспортный документ должен быть представлен в налоговый орган для подтверждения правомерности применения ставки НДС 0% - транспортная накладная РФ или международная товарно-транспортная накладная? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2016 г.)
- Вопрос: Организация по договору транспортной экспедиции является экспедитором. По договору услуги она оказывает самостоятельно. Однако из-за нехватки транспортных средств дополнительно был привлечен перевозчик (транспортная компания), который не является плательщиком НДС. Договор не содержит указаний на агентские отношения. Каков порядок оформления счетов-фактур? Каков порядок определения экспедитором налоговой базы по НДС? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2016 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег

Ответ прошел контроль качества

10 июня 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Кроме того, так как понятие видов услуг, относящихся к вышеуказанным транспортно-экспедиционным услугам, пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ не определено, при их квалификации в целях применения указанной нормы следует руководствоваться классификацией транспортно-экспедиторских услуг, установленных Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские", утвержденным приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст (далее - Стандарт) (п. 2 письма Минфина России от 02.08.2011 N 03-07-15/72, письма ФНС России от 20.03.2012 N ЕД-4-3/4588@, от 16.09.2011 N ЕД-4-3/15169@, от 31.05.2011 N ЕД-4-3/8634@).
Так, согласно п. 3.1 Стандарта услуги, оказываемые грузоотправителю и грузополучателю экспедитором, подразделяют следующим образом:
- участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров;
- оформление документов, прием и выдача грузов;
- завоз-вывоз грузов;
- погрузочно-разгрузочные и складские услуги;
- информационные услуги;
- подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств;
- страхование грузов;
- платежно-финансовые услуги;
- таможенное оформление грузов и транспортных средств;
- прочие транспортно-экспедиторские услуги.
*(2) При этом на основании п. 1 ст. 7 НК РФ, п. 2 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29.05.2014), п. 28, пп. 5 п. 29 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг местом реализации услуг белорусского перевозчика будет признаваться Республика Беларусь, поэтому российский НДС он платить не должен. В связи с чем у российской организации при оплате этих услуг обязанностей налогового агента по НДС не возникает (письма Минфина России от 02.09.2015 N 03-07-13/1/50549, от 14.07.2015 N 03-07-13/1/40343).
*(3) При отсутствии вышеуказанных операций такие организации не должны предъявлять к оплате покупателям суммы НДС и выставлять в их адрес счета-фактуры. Обязанность по уплате налога в бюджет может возникнуть у них лишь в случае выставления ими покупателям счетов-фактур с выделением суммы налога (пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ, письма Минфина России от 18.11.2014 N 03-07-14/58618, от 24.10.2013 N 03-07-09/44918, от 18.07.2013 N 03-07-11/28306, от 16.05.2011 N 03-07-11/126, УФНС России по г. Москве от 27.03.2007 N 19-11/028233).
*(4) Пункт 1.1 Правил ведения Журнала введен нормой абзаца второго пп. "б" п. 1 постановления Правительства РФ от 19.08.2017 N 981, внесшего изменения в постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость". Указанные изменения вступили в силу с 1 октября 2017 года.
Данная норма увязывается с нормой п. 5.2 ст. 174 НК РФ (за исключением той лишь разницы, что в первой упомянуты и налогоплательщики, и лица, не являющиеся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, а в последней упомянуты лица, не являющиеся налогоплательщиками, налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога).
*(5) Экспедитор, применяющий упрощенную систему налогообложения, при оказании транспортно-экспедиционных услуг российской организации не имеет права на вычет сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных ему перевозчиком (письмо Минфина России от 27.08.2015 N 03-07-11/49538).