Гражданин уведомил администрацию города о проведении митинга и демонстрации. Однако администрация не стала рассматривать уведомление (и соответственно согласовывать мероприятия), поскольку в качестве форм и методов обеспечения общественного порядка и организации медпомощи было указано информирование участников митинга о телефонных номерах вызова полиции и скорой помощи. Организатору митинга сообщили, что такое информирование не отвечает требованиям поддержания безопасности и правопорядка при проведении публичного мероприятия. Попытка оспорить ответ администрации в суде не увенчалась успехом: суды так же пришли к выводу о недостаточности предложенных мер, а соответственно, невыполнении предусмотренной Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее – Закон № 54-ФЗ) обязанности организатора публичного мероприятия (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июня 2019 г. № 24-П).
В связи с этим гражданин обратился с жалобой в КС РФ на неопределенность п. 5 ч. 4 ст. 5 и п. 6 ч. 3 ст. 7 Закона № 54-ФЗ, позволяющих органам власти произвольно устанавливать, соответствует ли уведомление о проведении публичного мероприятия предъявляемым законом требованиям.
КС РФ пришел к выводу, что оспариваемые нормы не противоречат Конституции РФ, отметив следующее:
при решении вопроса о том, были ли организатором публичного мероприятия в уведомлении о его проведении предусмотрены формы и методы обеспечения общественного порядка и организации медицинской помощи и являются ли они достаточными, нужно иметь в виду, что основную ответственность за охрану общественного порядка и безопасности граждан, оказание им при необходимости неотложной медпомощи должны принимать на себя органы исполнительной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления, уполномоченные представители органов исполнительной власти;
указание в уведомлении о проведении публичного мероприятия форм и методов обеспечения общественного порядка и организации медпомощи, не отвечающих, по мнению уполномоченного органа власти, требованиям Закона № 54-ФЗ, не может освобождать соответствующий орган от рассмотрения поданного уведомления, по результатам которого он обязан направить организатору публичного мероприятия мотивированные предложения об изменении (дополнении, уточнении) таких форм и методов и в случае принятия организатором этих предложений – не препятствовать проведению заявленного публичного мероприятия;
при недостижении согласия между организатором публичного мероприятия и уполномоченным органом относительно форм и методов обеспечения порядка и организации медпомощи организатор может обратиться в суд. Суды при рассмотрении дел обязаны исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы. Рассмотрение таких споров должно осуществляться в максимально короткий срок до даты проведения планируемого публичного мероприятия, так как без этого судебная защита во многом теряла бы смысл.