05.06.2019

ссылка на статью: бухвести.рф/122733

На начало 2018 года земельный участок (далее - Участок) находился в собственности организации. На указанную дату в едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) содержалась информация о его кадастровой стоимости. При этом категория земель в отношении Участка определена не была. Решение об установлении категории земель в отношении Участка было принято 22.01.2018, что повлекло за собой уменьшение его кадастровой стоимости. Данные о категории земель и новой кадастровой стоимости внесены в ЕРГН 16.02.2018.
Исходя из какой кадастровой стоимости организация в данном случае должна была определять налоговые обязательства по земельному налогу за 2018 год?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Из буквального толкования норм главы 31 НК РФ следует, что организация в данном случае должна была исчислять земельный налог в отношении Участка за весь 2018 год исходя из его кадастровой стоимости, указанной в ЕГРН на 01.01.2018, то есть без учета ее уменьшения в результате первичного отнесения Участка к определенной категории земель. Иную точку зрения организация должна быть готова отстаивать в суде. Оценить перспективы такого спора мы не можем.

Обоснование позиции:
При ответе на поставленный вопрос следует руководствоваться положениями действовавшей в 2018 году редакции норм главы 31 НК РФ.
Налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. 390, абзац первый п. 1 ст. 391 НК РФ).
Абзацем четвертым п. 1 ст. 390 НК РФ было предусмотрено, что изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено указанным пунктом.
С 01.01.2018 к числу исключений из данного правила было отнесено изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие, в частности, его перевода из одной категории земель в другую (абзац седьмой п. 1 ст. 391 НК РФ, смотрите также письмо Минфина России от 12.03.2018 N 03-05-06-02/15049). В таком случае при определении налоговой базы по земельному налогу надлежало учитывать новую кадастровую стоимость со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости (с учетом положений п. 7.1 ст. 396 НК РФ). При этом случай изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие его первичного отнесения к определенной категории земель не был поименован в качестве такого рода исключения.
Формально процедура перевода земельного участка из одной категории в другую не тождественна процедуре его первичного отнесения к определенной категории земель (смотрите, например, п. 11 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"), что, на наш взгляд, не позволяет прямо воспользоваться положениями абзаца седьмого п. 1 ст. 391 НК РФ применительно к случаям изменения кадастровой стоимости земельного участка в результате последней из указанных процедур.
Таким образом, из буквального толкования норм действовавшей в прошлом налоговом периоде редакции п. 1 ст. 391 НК РФ следует, что организация в данном случае должна была исчислять земельный налог в отношении Участка за весь 2018 год исходя из его кадастровой стоимости, указанной в ЕГРН на 01.01.2018, то есть без учета ее уменьшения в результате первичного отнесения Участка к определенной категории земель.
Официальных разъяснений и материалов арбитражной практики по данному вопросу нами не обнаружено. Иную точку зрения организация должна быть готова отстаивать в суде. Оценить перспективы такого спора мы не можем.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

17 мая 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.