31.05.2019

ссылка на статью: бухвести.рф/122532

Организация (общая система налогообложения) приобрела для перепродажи и отразила на счете 41 транспортное средство со специальным навесным оборудованием. Не сумев его продать как единое целое, организация имеет возможность его продать по частям. Для разборки будет привлечена сторонняя организация за отдельную плату.
Какими документами и как отразить в бухгалтерском учете данную операцию? Как определить цены составных частей (шасси, кузов, навесное оборудование и прочее) для отражения на балансе организации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Законодательно порядок определения стоимости имущества, полученного в результате разбора единого объекта, не определен. Методику распределения расходов на разборку и оценки полученных деталей организации следует разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике.

Обоснование вывода:

Бухгалтерский учет

Активы, предназначенные для продажи, а также используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи, принимаются к учету в качестве материально-производственных запасов (далее - МПЗ) (п. 2 ПБУ 5/01). МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Фактической себестоимостью МПЗ, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ) (п.п. 5, 6 ПБУ 5/01).
Таким образом, себестоимость транспортного средства (ТС), приобретенного организацией, формируется исходя из сумм, уплачиваемых в соответствии с договором поставщику (продавцу), и затрат, непосредственно связанных с приобретением данного товара (например, затраты на доставку), за исключением НДС.
После разукомплектации ТС организация получит на склад другие товарные позиции. По сути можно говорить о производстве готовой продукции, где в качестве сырья выступает ТС, а произведенной готовой продукцией являются полученные детали ТС.
Фактическая себестоимость МПЗ при их изготовлении самой организацией определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов. Учет и формирование затрат на производство МПЗ осуществляется организацией в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции (п. 7 ПБУ 5/01).
В данном случае стоимость изготовления деталей ТС будет складываться из сформированной в учете себестоимости самого ТС и расходов на его разборку, перевозку и др.
Положений, регулирующих определение стоимости МПЗ, образовавшихся в результате разукомплектации, нормы действующего бухгалтерского законодательства РФ не содержат. Методику распределения расходов на разборку и оценки полученных деталей организации следует разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ, п.п. 7, 7.1 ПБУ 1/2008).
Оценку МПЗ в подобных ситуациях производит в организации специально созданная комиссия, в которую входят в том числе технические специалисты. Результаты работы такой комиссии оформляются актом (п.п. 125, 126 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, далее - Методические указания)*(1).
Полагаем, распределение расходов на изготовление деталей ТС можно осуществить пропорционально, например, рыночной стоимости аналогичных деталей (письмо Минфина России от 28.06.2013 N 03-05-05-01/24812)*(2).
Передачу ТС сторонней организации на разукомплектацию следует рассматривать как передачу давальческих материалов (п. 157 Методических указаний), что оформляется накладной (например, по форме N М-15), где делается пометка: "давальческий материал". В учете делаются следующие записи:
Дебет 41, субсчет "Товары для разукомплектации" Кредит 41, субсчет "Товары на складе"
- ТС передано для разукомплектации.
Подрядчик на выполненные работы по разукомплектации оформляет акт выполненных работ. В нем, помимо стоимости выполненных работ, в дополнительных строках без указания стоимости могут быть перечислены полученные в результате работ детали, что представляется логичным, так как результатом выполненных работ являются именно детали ТС. Также передача полученных в результате работ деталей ТС может быть оформлена накладной (например, по форме N М-15), где указываются только количественные показатели. Тогда в акте выполненных работ достаточно будет указать стоимость выполненных работ. Порядок документооборота и формы документов могут быть согласованы сторонами договора в качестве приложения к договору.
На основании акта выполненных работ делаются проводки:
Дебет 20 Кредит 41, субсчет "Товары для разукомплектации"
- списана стоимость ТС, подвергшегося разукомплектации;
Дебет 20 Кредит 60
- учтены расходы по разукомплектации ТС;
Дебет 19 Кредит 60
- отражен "входной" НДС по затратам на разукомплектацию;
Дебет 68 Кредит 19
- НДС принят к вычету.
На основании акта, составленного в произвольной форме с учетом положений ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ и подписанного членами комиссии, привлеченными к оценке деталей ТС, и приходного ордера приходуются полученные детали ТС:
Дебет 43 (41) Кредит 20
- сформирована себестоимость каждой в отдельности детали, полученной в результате разборки ТС.

Налоговый учет

Согласно п. 1 и п. 2 ст. 249 НК РФ в целях налогообложения прибыли доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. При этом выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
При применении метода начисления выручка от реализации продукции (без учета НДС) признается доходом на дату перехода права собственности к покупателю (п. 1 ст. 249, п. 1 ст. 248, п. 3 ст. 271, п. 1 ст. 39 НК РФ).
При определении объекта налогообложения по налогу на прибыль российские организации уменьшают полученные доходы на величину произведенных расходов, которые определяются главой 25 НК РФ.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на стоимость приобретения данных товаров, определяемую в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения.
При этом при реализации покупных товаров расходы, связанные с их покупкой и реализацией, формируются с учетом положений ст. 320 НК РФ.
Согласно ст. 320 НК РФ расходы текущего месяца разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика - покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров. Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.
Поскольку в рассматриваемой ситуации реализуемый товар образовался в результате переработки (готовая продукция), то с учетом положений ст.ст. 318, 319, пп.пп. 4, 6 п. 1 ст. 254 НК РФ стоимость приобретения полученных деталей будет состоять из стоимости приобретения ТС и стоимости работ по разукомплектации. Кроме того, к прямым расходам в силу положения ст. 320 НК РФ должны относиться расходы на доставку до склада организации как самого ТС (если они не учтены в стоимости его приобретения), так и полученных деталей, а также расходы на доставку до места разукомплектации. Порядок распределения прямых расходов между полученными деталями ТС (видами продукции) организация устанавливает самостоятельно (п. 1 ст. 319 НК РФ).
Передача ТС на разукомплектацию в рассматриваемой ситуации не приводит к передаче права собственности на ТС подрядчику (п. 1 ст. 39 НК РФ). Поэтому на момент такой передачи ни доходов от реализации, облагаемых налогом на прибыль, ни объекта налогообложения НДС не возникает (ст. 249, пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

25 апреля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В силу ч. 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом с учетом норм ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. Частью 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ установлено, что формы всех первичных учетных документов должен определять руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Кроме того, абзацем 2 п. 100 Методических указаний предусмотрено, что, исходя из конкретных условий деятельности организации, она может применять самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов по движению МПЗ.
Таким образом, организация вправе самостоятельно определять состав первичных учетных документов, оформляемых при разборке имущества (ТС), учтенного в качестве МПЗ, а также разрабатывать их формы с соблюдением требований, установленных ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
*(2) При определении источников информации о рыночных ценах целесообразно ориентироваться на положения ст. 105.6 НК РФ. Смотрите также письма Минфина России от 10.05.2011 N 03-02-07/1-160, от 31.12.2009 N 03-02-08/95, от 01.08.2008 N 03-02-07/1-329, от 01.08.2008 N 03-02-07/1-333, от 29.03.2007 N 03-02-07/1-144.