Соответствующий документ внес в Госдуму депутат Сергей Жигарев. Он направлен на регулирование отношений, возникающих в связи с опытной эксплуатацией на автомобильных дорогах общего пользования инновационных транспортных средств (автомобилей, предназначенных для перевозки людей, грузов или оборудования, в которых применены новые конструктивные решения и которые не могут быть оценены по действующим документам стандартизации), включая высокоавтоматизированные транспортные средства (инновационные транспортные средства, оснащенные автоматизированной системой вождения).
В частности, предлагается закрепить в законе:
определения основных понятий;
принципы опытной эксплуатации инновационных транспортных средств (в числе которых – приоритет безопасности жизни и здоровья граждан над экономическими и исследовательскими результатами опытной эксплуатации, создание условий для развития инновационных технологий в сфере транспорта, подконтрольность опытной эксплуатации уполномоченным органам, равный доступ граждан и юрлиц к проведению опытной эксплуатации);
порядок осуществления опытной эксплуатации инновационных транспортных средств.
Также планируется прописать специальные требования к безопасности указанных автомобилей. Что касается инновационного транспортного средства, то оно должно быть оборудовано аппаратно-программным комплексом, предотвращающим неправомерный доступ или воздействие на него, а также техническим средством непрерывной некорректируемой регистрации, сбора, хранения данных о движении (включая сведения о местонахождении, скорости и маршруте движения). А высокоавтоматизированное транспортное средство – системой, позволяющий немедленно отключить автоматическую систему вождения и принять на себя управление транспортным средством, а также техническим средством отслеживания данных о состоянии автоматической системы вождения в любой момент времени, в т. ч. о вмешательстве водителя, оператора или третьих лиц в процесс управления.
При этом ответственность за обеспечение физической и информационной безопасности инновационных транспортных средств в процессе их опытной эксплуатации возлагается на собственника транспортного средства.
Ожидается, что детальное правовое регулирование в указанной сфере позволит устранить законодательные барьеры и создать благоприятные условия для опытной эксплуатации высокоавтоматизированных (инновационных) транспортных средств.