26.04.2019

ссылка на статью: бухвести.рф/121278

Компания привлекает интернет-блогеров для размещения на их каналах видео- и фотоматериалов о товарах Заказчиков.
Можно ли считать эти размещения рекламными и/или маркетинговыми услугами в рамках налога на добавленную стоимость (ст. 148 НК РФ)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В данном случае услуги, которые оказывает российская организация иностранной компании, для чего привлекаются интернет-блогеры "_для размещения на их каналах видео- и фотоматериалов о товарах _ Заказчиков", следует рассматривать как рекламные услуги, которые на территории РФ НДС не облагаются.

Обоснование вывода:
Подпунктом 4 п. 1 ст. 148 НК РФ (и пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ) установлено, что место реализации консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, за исключением услуг, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, а также при проведении НИОКР для целей исчисления НДС определяется по месту деятельности покупателя.
Это правило распространяется только на закрытый перечень услуг. Однако на практике определить, относится ли конкретная оказанная услуга к перечисленным в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, бывает затруднительно, поскольку для целей применения этой нормы приведены определения только инжиниринговых услуг и услуг по обработке информации. Содержание рекламных, равно как и маркетинговых, услуг в НК РФ не раскрывается.
В письме от 03.06.2009 N 03-07-08/118 Минфин России рекомендовал при отнесении услуг к рекламным руководствоваться нормами Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона N 38-ФЗ реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования является в том числе готовая продукция, производимая юридическим лицом, и само юридическое лицо, на привлечение внимания к которым направлена реклама (п.п. 2, 3 ст. 3 Закона N 38-ФЗ).
Понятие неопределенного круга лиц поясняется в письме ФАС России от 05.04.2007 N АЦ/4624 (доведено до нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348). Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена. Смотрите также письма ФАС России от 28.08.2015 N АК/45828/15, от 21.12.2018 N АК/105192/18, от 20.06.2018 N АД/45557/18.
При этом в целях налогообложения прибыли к расходам организации на рекламу относятся, в частности, расходы на рекламные мероприятия через информационно-телекоммуникационные сети, к которым относится сеть Интернет (абзац 2 п. 4 ст. 264 НК РФ, п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", письма Минфина России от 19.11.2012 N 03-03-06/1/591, от 21.03.2019 N 03-03-07/18919).
Но в этой связи приведем мнение ФАС России, ранее представленное в письме от 13.09.2012 N АК/29977: не относятся к рекламе видеоролики, размещенные в специальных разделах специализированных сайтов, предоставляющих услуги видеохостинга (созданные для обеспечения возможности загружать и просматривать видео в браузере), например, www.youtube.com.
В современных реалиях эксперты называют эту позицию парадоксальной, отмечая "стремительное развитие рекламной деятельности среди блогеров" (Урошлева А. Бизнес в Интернете: что нужно знать о рекламе, налогах и персональных данных? (ГАРАНТ.РУ, 18 октября 2018 г.). И действительно, в настоящее время в сети уже существуют биржи рекламы блогеров.
Говоря о социальной рекламе, Минобрнауки России в письме от 26.10.2017 N ТС-1125/07 отмечало, что "ввиду того, что социальные блогеры имеют большое количество подписчиков и молодежь активно просматривает страницы данных пользователей, по принципу "вирусной рекламы" происходит распространение соответствующей информации". Подобное происходит и в данном случае - круг читателей блогов не является ограниченным, поэтому размещенные фотоматериалы вполне могут соответствовать понятию рекламы.
Например, в постановлении Десятого ААС от 25.07.2016 N 10АП-7669/16 в рамках договора по рекламному обслуживанию исполнитель при размещении рекламы в Интернете предоставлял скриншот со страницы с размещением РИМ. В рассматриваемом случае это будут страницы блогеров.
Как сообщает прокуратура г. Москвы, "допускается также распространение в своем блоге рекламы на возмездной основе в соответствии с гражданским законодательством и законом о рекламе" (Обязанности и ответственность блогеров в связи с размещением ими информации в сети Интернет (прокуратура г. Москвы, май 2014 г.)). Аналогичные разъяснения даны и в материале: Какие обязанности должен соблюдать блогер? (разъяснение Прокурора Пензенской области от 29 июля 2014 г.)
Таким образом, мы полагаем, что основания считать рекламой размещение на каналах блогеров видео- и фотоматериалов о товарах иностранных Заказчиков имеются.
По мнению Минфина России, в отношении "зеркальной" данной ситуации (письмо от 29.07.2013 N 03-07-08/30082) услуги по продвижению продукции российской организации на территории иностранного государства, оказываемые иностранной организацией, следует относить в целях НДС к рекламным услугам. Соответственно, такие услуги подлежат налогообложению НДС в Российской Федерации.
На наш взгляд, справедливо полагать, что, если подобные услуги оказываются российской организацией на территории России для иностранной компании, которая не является резидентом РФ, такие услуги налогообложению НДС в Российской Федерации не подлежат (письмо Минфина России от 24.10.2017 N 03-07-08/69672).
Иными словами, в данном случае услуги, которые оказывает российская организация иностранной компании, для чего привлекаются интернет-блогеры "_для размещения на их каналах видео- и фотоматериалов о товарах_ Заказчиков" следует рассматривать как рекламные услуги, которые на территории РФ НДС не облагаются.
Напомним, что в соответствии со вторым абзацем пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом осуществления деятельности покупателя считается территория РФ в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в этом подпункте, на территории РФ на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии или в отношении филиалов и представительств указанной организации - на основании:
- места, указанного в учредительных документах организации,
- места управления организации,
- места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа,
- места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) приобретены через это постоянное представительство),
- места жительства физического лица, если иное не предусмотрено абзацами тринадцатым-семнадцатым пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ.
Учитывая отсутствие четко обозначенной позиции по данному вопросу в законодательстве о налогах и сборах и официальных комментариев компетентных органов, рекомендуем воспользоваться своим правом налогоплательщика и на основании п. 1 ст. 21 и п. 1 ст. 34.2 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации для разъяснения.
Выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

К сведению:
Если рассматривать данные услуги как маркетинговые вывод будет аналогичным.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Место реализации маркетинговых услуг для целей НДС;
- Энциклопедия решений. Место реализации рекламных услуг для целей НДС;
- Примерная форма договора возмездного оказания услуг по размещению рекламы в сети Интернет (подготовлено экспертами компании "ГАРАНТ").

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

3 апреля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 



  




18.09.2019 В организации работники часто направляются в служебные поездки в обособленные подразделения на срок около месяца (иногда больше, иногда меньше). Обособленные подразделения находятся вне места их постоянной работы (в других населенных пунктах). В служебной поездке они выполняют работы по нанесению антикоррозионного покрытия на изделия заказчика (это их прямые обязанности согласно трудовому договору). Перечень работ, профессий, должностей работников, постоянная работа которых имеет разъездной характер, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя не предусмотрен. Данные поездки оформляются в организации как служебные командировки.
Правильно ли в данном случае такое оформление, или такие поездки можно расценить как разъездной характер работы (в трудовом договоре с сотрудником не указан разъездной характер работы)?