17.04.2019

ссылка на статью: бухвести.рф/120822

Администрация муниципального образования планирует разместить на транспортных средствах рекламную информацию, связанную с празднованием юбилея района и продвижением здорового образа жизни. Организация не осуществляет деятельность по распространению (размещению) рекламы, кроме указанного случая, по размещению социальной рекламы. Организация применяет ЕНВД в отношении перевозок и УСН.
Приведет ли размещение на транспортных средствах социальной рекламы на безвозмездной основе к начислению налогов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Размещение на транспортных средствах социальной рекламы на безвозмездной основе в рассматриваемой ситуации не приводит к начислению налогов.

Обоснование вывода:
Исходя из положений п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) под рекламой следует понимать информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п. 7 ст. 3 Закона N 38-ФЗ).
В общем случае организации и индивидуальные предприниматели, имеющие на праве собственности (пользования, владения и (или) распоряжения) транспортные средства, непосредственно осуществляющие размещение на них рекламной информации и получающие доход от данной деятельности исходя из положений пп. 11 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, ст. 346.27 НК РФ, признаются плательщиком ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности в сфере размещения рекламы с использованием внешних и внутренних поверхностей транспортных средств (смотрите письма Минфина России от 27.06.2012 N 03-11-11/195, от 16.08.2012 N 03-11-11/246, от 30.04.2009 N 03-11-06/3/119, от 28.04.2009 N 03-11-06/3/110, от 20.02.2009 N 03-11-09/64, от 12.01.2009 N 03-11-06/3/02, ФНС России от 31.03.2008 N 02-7-11/104, Энциклопедию решений. ЕНВД при размещении рекламы с использованием внешних и внутренних поверхностей транспортных средств).
Согласно части 1 ст. 20 Закона N 38-ФЗ размещение рекламы на транспорте осуществляется на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство.
В соответствии с части 11 ст. 3 Закона N 38-ФЗ социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства. Рекламодателями социальной рекламы могут выступать физические лица, юридические лица, органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления (часть 1 ст. 10 Закона N 38-ФЗ). Смотрите также письма ФАС России от 14.05.2014 N АК/19317/14, от 14.05.2014 N АК/19317/14.
В свою очередь, под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки (ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее - Закон N 135-ФЗ)).
С учетом изложенного деятельность юридических и физических лиц по распространению социальной рекламы, осуществляемая на бескорыстной (безвозмездной) основе, может рассматриваться как благотворительная деятельность.
Согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью признается деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.
Соответственно, осуществляемая организацией деятельность по размещению социально значимой информации на безвозмездной основе не может быть отнесена к предпринимательской деятельности. Поэтому деятельность по распространению (размещению) на безвозмездной основе социальной рекламы не подлежит переводу на уплату ЕНВД*(1) (письма Минфина России от 17.09.2010 N 03-11-06/3/128, от 09.10.2007 N 03-11-04/3/395, от 19.06.2007 N 03-11-04/3/222, от 15.05.2006 N 03-11-04/3/257)*(2).
Поскольку плату за распространение социальной рекламы организация не получает, обязанности по исчислению дохода по УСН также не появляется.
Единственным негативным моментом, как мы полагаем, может оказаться риск претензий налогового органа в случае, если на размещение такой рекламы организация несет дополнительные расходы и признает их при налогообложении (если организация применяет УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов")*(3).
Но и этот вопрос неоднозначен. На наш взгляд, несмотря на то, что формально критерии ст. 252 НК РФ (затраты признаются при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода) не соблюдаются и реклама размещается в общеполезных целях, преимущества распространения социальной рекламы могут заключаться, в частности, в повышении имиджа компании, ее узнаваемости, налаживании взаимоотношений с администрацией, которые, возможно, приведут к получению новых заказов и пр. Смотрите, например, материал: О социальной рекламе на транспорте (С.В. Булаев, "Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, ноябрь-декабрь 2012 г.). То есть если такие затраты существенны, экономическую обоснованность их для целей признания расходов нужно будет доказать.
Если же расходов не образуется (например, все затраты несет администрация), налогового риска, на наш взгляд, не возникает.
Таким образом, размещение на транспортных средствах социальной рекламы на безвозмездной основе в рассматриваемой ситуации не приводит к начислению налогов.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Организация, применяющая общую систему налогообложения, является владельцем средств наружной рекламы. По договору с издателем СМИ организация оплачивает размещение рекламы, также в договоре установлена обязанность по размещению социально значимой рекламы, в которой отсутствует упоминание о спонсорах. Должна ли организация платить налоги с такой реализации, если доход от этого не получает? (газета "Финансовая газета", N 8, март 2017 г.)
- О расходах, связанных с безвозмездным оказанием услуг по изготовлению и (или) распространению социальной рекламы (К.С. Стриж, журнал "Налог на прибыль: учет доходов и расходов", N 9, сентябрь 2018 г.);
- Вопрос: Организация подрядным способом изготовила баннер стоимостью более 100 000 руб., баннер содержит следующую информацию: поздравление с 23 февраля, логотип муниципального органа и логотип организации. Баннер размещен на стенах объекта, строящегося организацией собственными силами. Баннер размещен так, что с информацией на нем может ознакомиться неограниченный круг лиц. Организация, являющаяся изготовителем баннера, применяет УСН. Как учесть данный вид расходов в целях налогообложения прибыли и НДС (до 2011 года, после 2011 года)? Действует ли в данном случае норма пп. 48.4 ст. 264 НК РФ? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2013 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

29 марта 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В то же время предпринимательская деятельность по размещению (распространению) социальной наружной рекламы за плату может переводиться на уплату ЕНВД.
*(2) Применительно к случаю, когда для осуществления деятельности по распространению (размещению) рекламы и распространению (размещению) социальной рекламы используются одни и те же рекламные конструкции (средства) (не наш случай), Минфин России отмечает, что налогоплательщики (в частности, транспортные компании, выступающие в роли рекламораспространителей и уплачивающие ЕНВД) могут учесть указанные особенности ведения предпринимательской деятельности, переведенной на ЕНВД, через корректирующий коэффициент К2.
*(3) Для плательщиков налога на прибыль существует специальная норма пп. 48.4 п. 1 ст. 264 НК РФНК, позволяющая признать такие расходы. Для плательщиков УСН подобных норм не предусмотрено. Так, в силу пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ признаются только расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания.