04.04.2019
СУД ОТМЕНИЛ ШТРАФ, НАЛОЖЕННЫЙ ТФОМС ЗА ДОЛГОЕ ОЖИДАНИЕ СКОРОЙ ПОМОЩИ

ссылка на новость: бухвести.рф/120200

Суд отменил штраф, наложенный ТФОМС за долгое ожидание скорой помощи
inhabitant / Depositphotos.com

Категория вызова и время доезда бригады скорой помощи определяется диспетчером ССМП на основе той информации, которую предоставил абонент. Если из нее не следует, что пациент находится в смертельной опасности, то вызову не присваивается статус "экстренного", а время доезда по нему может составить до двух часов (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 22 марта 2019 г. № 310-ЭС19-1857).

На это указали суды, рассматривая спор между центром экстренной медпомощи и ТФОМС. Фонд оштрафовал медиков за долгое (чуть более часа) ожидание бригады для помощи пациенту 18 лет (с хроническим почечным недугом), который внезапно почувствовал себя плохо. За время ожидания скорой у него еще сильнее увеличились и боль, и температура (с 39,5 до 40,1 градуса), на номер 112 за это время поступило еще 2 звонка по этому же поводу.

Родные пациента пожаловались на этот случай в Администрацию Президента РФ, оттуда "спустили" письмо в региональное Правительство, а оно, в свою очередь, обратилось в ТФОМС с требованием провести проверку.

ТФОМС провел внеплановую тематическую проверку и целевую МЭЭ, которая установила ограничение доступности при оказании медпомощи пациенту, состояние которого требовало оказания экстренной медицинской помощи, в виде нарушения времени доезда бригады до пациента при оказании СМП в экстренной форме, предусмотренного Терпрограммой госгарантий бесплатного оказания медпомощи (1 час 10 мин против установленных 20 мин). ТФОМС применил код дефекта – 1.1.3. "нарушение условий оказания медпомощи, в том числе времени доезда бригад СМП при оказании СМП в экстренной форме" и установил размер неоплаты – 30% подушевого финансирования (2668,80 руб.). Эту сумму фонд потребовал перечислить на счет ТФОМС.

При этом в акте МЭЭ указано, что фельдшер СМП недооценил тяжесть состояния пациента: внезапное ухудшение состояния у 18 летнего пациента было связано с резким подъемом температуры до фебрильных цифр (39,5-40,1 градусов), ознобом, болями в области почек и требовало оказания медицинской помощи в экстренной форме, т. е. безотлагательно и бесплатно. При этом в журнале вызовов сделана запись "высокая температура" (без указания цифр и указаний на боли в пояснице и при мочеиспускании), а информация о повторных обращениях на скорую помощь в связи с ростом температуры и ухудшением состояния в журнале отсутствует. Установлено, что вызов передан бригаде СМП спустя 1 час 5 минут после приёма вызова фельдшером, к пациенту бригада прибыла в течение ближайших пяти минут. Пациент же был госпитализирован в горбольницу с диагнозами "Хронический цистопиелонефрит? ОРВИ? острый бронхит?"

Однако суды обратили внимание на следующее:

  • основным фактором оказания скорой медицинской помощи в экстренной форме является угрожающее жизни состояние;
  • а такое состояние определено в п. 6.2 приказа Минздрава России от 24 апреля 2008 г. № 194н как вред здоровью, опасный для жизни человека, вызвавший расстройство жизненно важных функций организма человека, которое не может быть компенсировано организмом самостоятельно и обычно заканчивается смертью;
  • согласно же п. 12 Порядка оказания медпомощи по профилю "терапия" при выявлении показаний к оказанию медпомощи в экстренной и неотложной формах пациента безотлагательно доставляют, в том числе бригадой СМП, в необходимую медорганизацию. При этом повод к направлению бригады СМП на вызов – это предварительный синдромальный диагноз и краткая характеристика ситуации, формулируемые фельдшером (медсестрой) по приему вызовов СМП на основании данных, полученных от вызывающего;
  • в спорном случае каких-либо симптомов, подтверждающих наличие явной угрозы жизни и здоровью пациента при первичном вызове, диспетчеру станции СМП не сообщили. Спорный вызов диспетчер квалифицировала как неотложный с учетом отсутствия признаков, позволяющих отнести его к экстренным;
  • а время доезда скорой по неотложному выезду в Терпрограмме не определено, но составило 1 час 10 минут, то есть в пределах двух часов, установленных терпрограммой как срок ожидания оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме с момента обращения пациента в медицинскую организацию;
  • следовательно, избыточной задержки в осуществлении выезда бригады СМП в данном случае нет, а невозможность выезда на вызов сразу после принятия вызова обусловлена обстоятельствами объективного характера;
  • да и штраф в размере 30% подушного финансирования предусмотрен за нарушение времени доезда бригад СМП по "экстренным" вызовам. Ответственности за опоздание по "неотложным" вызовам в региональном тарифном соглашении ОМС вообще не установлено;
  • более того, фактически этот конкретный случай оказания медпомощи на оплату в системе ОМС заявителем не представлялся, каких-либо затрат ТФОМС не понес;
  • а стало быть, никакого штрафа платить не нужно.

ВС РФ отказал в передаче дела на пересмотр в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ, отметив, что нижестоящие суды не нашли доказательств наличия у принимавшего сообщение фельдшера всей необходимой информации о состоянии больного, позволявшей отнести данный вызов к экстренным. А на переоценку доказательств у кассационной инстанции полномочий не имеется.



Источник публикации: ИА "Гарант"