Правительство РФ пересмотрело перечень видов государственного надзора и контроля, – как федерального, так и регионального, – которые должны осуществляться с применением РОП (риск-ориентированного подхода), то есть с "плавающей" частотой плановых проверок, в зависимости от потенциальной опасности поднадзорного субъекта/объекта (постановление Правительства РФ от 21 марта 2019 г. № 289).
В частности, из федеральных видов надзора, которые вот уже не один год должны были применять РОП, исключены:
лицензионный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
лицензионный контроль за деятельностью, связанной с отходами I-IV классов опасности;
лицензионный контроль за деятельностью по тушению пожаров;
лицензионный контроль за деятельностью по монтажу, техобслуживанию и ремонту средств обеспечения пожбезопасности зданий и сооружений;
государственный надзор в сфере рекламы (связано с тем, что плановые проверки в данной сфере отменены вообще как явление);
федеральный государственный контроль за деятельностью аккредитованных лиц;
лицензионный контроль за деятельностью по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
федеральный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов).
Отложено применение РОП в ветнадзоре (и федеральном, и региональном) – теперь только с 2021 года.
Из региональных РОП-надзоров исчезли следующие:
лицензионный контроль за предпринимательской деятельностью по управлению МКД (интересно, что жилищный надзор, который занят тем же, но в отношении ТСЖ, официально остается риск-ориентированным);
надзор в области долевого строительства (потому что с этого года плановые проверки застройщиков в рамках ДДУ-надзора не проводятся в принципе);
лицензионный контроль за алкогольной розницей.
При этом региональные надзоры в области защиты населения и территорий от ЧС, за сохранностью региональных и межмуниципальных автодорог, а также в области регулируемых государством цен (тарифов) будут проводиться с применением РОП (с 2020 года).
А вот обратная ситуация – введение РОП без специальной "санкции" от Правительства РФ – не противоречит Закону № 294-ФЗ.
Это актуально, например, для регионального лицензионного контроля за управляющими МКД организациями: некоторые регионы уже спели ввести " у себя" РОП в этой сфере, и отказываться от него они не обязаны.
Наконец, введена и периодичность региональных проверок в зависимости от категории риска/класса опасности. Для удобства правоприменителей сроки плановых федеральных и региональных проверок были представлены в одной таблице:
Категории риска
Классы (категории) опасности
Особенности проведения плановых проверок
для федерального государственного контроля (надзора)
для регионального государственного контроля (надзора), кроме экологического и стройнадзора
Чрезвычайно высокий риск
1 класс
плановая проверка проводится 1 раз в период, установленный положением о виде федерального государственного контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности
плановая проверка проводится 1 раз в год
Высокий риск
2 класс
плановая проверка проводится 1 раз в 2 года
Значительный риск
3 класс
плановая проверка проводится 1 раз в 3 года
Средний риск
4 класс
плановая проверка проводится не чаще 1 раза в период, установленный положением о виде федерального государственного контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности
плановая проверка проводится не чаще 1 раза в 4 года и не реже 1 раза в 5 лет
Умеренный риск
5 класс
плановая проверка проводится не чаще 1 раза в 6 лет и не реже 1 раза в 8 лет
Низкий риск
6 класс
плановые проверки не проводятся (кроме миграционных, транспортных, в области БДД, гособоронзаказа)