14.02.2019

ссылка на статью: бухвести.рф/117894

Организация применяет общую систему налогообложения. Поставщик поставил товар в марте 2018 года на сумму 200 000 руб., в том числе НДС 18%. В октябре организация выставила поставщику претензию на сумму 70 000 руб., в том числе НДС 18%, в связи с ненадлежащим качеством товара (в претензии указана просьба заменить на аналогичный качественный товар). Возврат товара не осуществлялся в связи с затратностью. Некачественный товар, не возвращенный поставщику по гарантии, будет утилизирован. Поставщик согласился с претензией и поставил новый товар на сумму 70 000 руб.
Нужно ли восстанавливать сумму НДС в размере 10 677,97 руб., ранее правомерно принятую к вычету?
Каков бухгалтерский и налоговый учет такой операции?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В налоговом и бухгалтерском учете покупателя в данном случае в связи с заменой некачественного товара никаких доходов и расходов, равно как и обязательств по НДС, не возникает. Организация не должна восстанавливать НДС при утилизации некачественного товара. При этом возможны споры с налоговым органом.
Бухгалтерский учет и документальное оформление в рассматриваемой ситуации смотрите ниже.

Обоснование позиции:
По договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 506 ГК РФ).
К поставке товаров согласно п. 5 ст. 454 ГК РФ применяются общие положения о договоре купли-продажи, если иное не предусмотрено правилами о договоре поставки.
По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену) (п. 1 ст. 454 ГК РФ).
При этом п. 1 ст. 469 ГК РФ установлено, что продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.
Согласно п. 2 и п. 3 ст. 470 ГК РФ в случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 469 ГК РФ, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока).
В силу п. 2 ст. 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
- потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
Если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока (п. 3 ст. 477 ГК РФ).

НДС

Пунктом 3 ст. 170 НК РФ определен исчерпывающий перечень случаев, при которых НДС, принятый к вычету по товарам, в том числе по ОС и НМА, имущественным правам, подлежит восстановлению. Восстановление НДС при утилизации некачественного товара, непригодного к дальнейшему использованию, в данном перечне не поименовано.
Более подробно по данному вопросу, в т.ч. с имеющейся судебной практикой, Вы можете ознакомиться, просмотрев следующие материалы:
- Вопрос: Необходимо ли организации восстанавливать НДС, принятый ранее к вычету, по материальным ценностям, списываемым по причине их непригодности для использования в результате их порчи, морального устаревания или недостачи? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2018 г.)
- Вопрос: Надо ли восстанавливать НДС при списании недостачи, порчи упаковочных материалов? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2018 г.)
При получении покупателем качественного товара взамен некачественного у него не возникает объекта налогообложения НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ), равно как и права на повторное применение налоговых вычетов, ведь поставщик не будет повторно предъявлять ему НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ).

Налог на прибыль организаций

Нормы главы 25 НК РФ прямо не регулируют порядка ведения налогового учета покупателем в ситуации с заменой ранее поставленного ему некачественного товара в течение гарантийного срока.
По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации у организации в периоде выявления факта поставки некачественного товара и его замены поставщиком не возникает доходов и расходов, подлежащих признанию при расчете подлежащей налогообложению прибыли, в том числе и обязанности по корректировке данных прошлого налогового периода (п. 1 ст. 41, ст.ст. 248-250, п. 1 ст. 252, п. 1 ст. 274 НК РФ, письма Минфина России от 14.06.2016 N 03-03-06/3/34278, от 03.06.2015 N 03-07-11/31971).
При этом учесть затраты на утилизацию товара в составе расходов для целей налогообложения прибыли покупатель не сможет, такое мнение выразил Минфин России в своих письмах от 07.06.2011 N 03-03-06/1/332, от 02.03.2010 N 03-03-06/1/105. Поэтому порядок возможной утилизации поставленного поставщиком некачественного товара и компенсации затрат покупателя на утилизацию следует предусматривать в заключаемых сторонами сделки договорах.

Бухгалтерский учет

Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета, не дают конкретного ответа по вопросу отражения анализируемых операций в бухгалтерском учете покупателя.
По нашему мнению, есть два варианта отражения в бухгалтерском учете рассматриваемой ситуации.
Вариант 1. Списывать некачественный товар и ставить на учет поступивший товар по гарантии не нужно.
В результате замены товара покупатель не получит доход, так как не предполагается поступление денежных средств или иных экономических выгод (п. 2 ПБУ 9/99 "Доходы организации"), ни расход, так как нет уменьшения экономических выгод в результате выбытия активов (п. 2 ПБУ 10/99 "Расходы организации"). Следовательно, замена товара в рамках гарантийных обязательств поставщика может не отражаться бухгалтерскими записями по балансовым счетам.
Вариант 2. Для учета расчетов по претензиям Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, далее - План счетов и Инструкция) предусмотрен счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" с открытием к нему отдельного субсчета 76.02 "Расчеты по претензиям".
Предъявление претензии поставщику отражается следующей записью:
Дебет 76-2 "Расчеты по претензиям" Кредит 41-1 - 59 322,03 руб. (без НДС).
При получении качественного товара взамен некачественного:
Дебет 41-1 Кредит 76-2 "Расчеты по претензиям" - 59 322,03 руб.
- отражено поступление качественного товара в соответствии с предъявленными к нему претензиями;
Дебет 002
- помещен на ответственное хранение товар несоответствующего качества;
Кредит 002
- списан бракованный товар с ответственного хранения при утилизации;
Дебет 91 Кредит 60
- в составе прочих расходов отражена стоимость услуг по утилизации товаров.

Документальное оформление

Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, на основании которого ведется не только бухгалтерский, но и налоговый учет (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 252, ст. 313 НК РФ).
Конкретного перечня документов, подлежащих оформлению сторонами в рассматриваемой ситуации, не предусмотрено. На наш взгляд, такими документами могут выступать:
- акт о выявленных недостатках по качеству товара;
- акт экспертизы (при необходимости);
- претензия к поставщику с требованием о замене некачественного товара на качественный;
- акт об уничтожении некачественного товара;
- акт о замене товара (должен быть подписан обеими сторонами) или товарная накладная по форме N ТОРГ-12 или расходная накладная, составленные в произвольной форме с обязательной пометкой "Замена товара по гарантийным обязательствам по договору N __".
Напоминаем, что организация вправе самостоятельно разработать формы первичных учетных документов с учетом требований ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
В заключение обращаем внимание, что выраженные в настоящей консультации точки зрения являются нашим экспертным мнением, которое может не совпадать с мнением других специалистов, в том числе и налоговых органов. Напоминаем, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ). Рекомендуем организации обратиться за письменными разъяснениями по вопросам применения в данном случае норм НК РФ в Минфин России (пп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шашкова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

25 января 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 



  
22.02.2019 Поставщик при продвижении своей торговой марки возмещает рекламные расходы, а заказчик определяет оптового покупателя, выполнившего все условия поставки, и через привлекаемое рекламное агентство оформляет для покупателя его торговое место.
Оформление торгового места подразумевает изготовление наружной рекламы, оформление клиентской зоны и зоны обслуживания. Оформление производится в рекламных целях для продвижения торговой марки поставщика. Оптовому покупателю передаются готовые вывески, указатели, стенды и пр. (далее - материалы).
Бонус (премия) предусмотрен дополнительным соглашением к договору поставки с покупателем за достижение определенного договором объема по закупке товаров (без изменения цены).
Ввиду отсутствия правовых документов, охватывающих взаимоотношения заказчика организации с поставщиком и с оптовым покупателем, невозможно досконально точно квалифицировать данные договора (соглашения).
Какое налогообложение происходит у заказчика и покупателя?