Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России

от 11 декабря 2018 г. N 03-04-05/89863

Об особенностях получения инвестиционного налогового вычета по НДФЛ

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу получения инвестиционного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 219.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), и сообщает, что в соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утверждённым приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем в соответствии со статьёй 34.2 Кодекса разъясняем следующее.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 219.1 Кодекса при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение инвестиционного налогового вычета в сумме денежных средств, внесенных налогоплательщиком в налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счёт.

В соответствии с пунктом 3 статьи 219.1 Кодекса инвестиционный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 2 пункта 1 данной статьи, предоставляется с учетом следующих особенностей:

1) налоговый вычет предоставляется в сумме денежных средств, внесенных в налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счет, но не более 400 000 рублей;

2) налоговый вычет предоставляется налогоплательщику при представлении налоговой декларации на основании документов, подтверждающих факт зачисления денежных средств на индивидуальный инвестиционный счёт;

3) налоговый вычет предоставляется налогоплательщику при условии, что в течение срока действия договора на ведение индивидуального инвестиционного счета налогоплательщик не имел других договоров на ведение индивидуального инвестиционного счета, за исключением случаев прекращения договора с переводом всех активов, учитываемых на индивидуальном инвестиционном счете, на другой индивидуальный инвестиционный счет, открытый тому же физическому лицу;

4) в случае прекращения договора на ведение индивидуального инвестиционного счёта до истечения сроков, указанных в подпункте 1 пункта 4 данной статьи, (за исключением случая расторжения договора по причинам, не зависящим от воли сторон), без перевода всех активов, учитываемых на этом индивидуальном инвестиционном счёте, на другой индивидуальный инвестиционный счёт, открытый тому же физическому лицу, сумма налога, не уплаченная налогоплательщиком в бюджет в связи с применением в отношении денежных средств, внесённых на указанный индивидуальный инвестиционный счёт, налоговых вычетов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 данной статьи, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм пеней.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 219.1 Кодекса инвестиционный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 3 пункта 1 данной статьи предоставляется по окончании договора на ведение индивидуального инвестиционного счета при условии истечения не менее трёх лет с даты заключения налогоплательщиком договора на ведение индивидуального инвестиционного счета.

Каких-либо ограничений в виде минимальных сроков нахождения денежных средств на индивидуальном инвестиционном счёте без прекращения договора на его ведение статья 219.1 Кодекса не содержит.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора Департамента Р.А. Саакян