Автор: Джабазян Е.Л., редактор журнала

Журнал "Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение" № 12/2018 год

В соответствии с требованиями Трудового кодекса и Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) на рабочих местах работников. По результатам ее проведения работникам устанавливаются гарантии и компенсации, предусмотренные ТК РФ.

Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона № 426-ФЗ СОУТ ввели с 1 января 2014 года, при этом был установлен переходный период: работодатели могли использовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда до окончания срока их действия, но не позднее 31 декабря 2018 года.

Как видим, этот переходный период подошел к концу.

В целях недопущения снижения объема гарантий, компенсаций и прав работников на безопасный труд в связи с возможным риском проведения СОУТ не в полном объеме Минтруд в Письме от 01.06.2018 № 15-4/10/В-4010 обратил особое внимание на недопустимость нарушения требований Трудового кодекса и Федерального закона № 426-ФЗ в части безусловного завершения проведения СОУТ до установленной даты.

В соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере:

  • на должностных лиц – от 2 000 до 5 000 руб.;

  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 2 000 до 5 000 руб.;

  • на юридических лиц – от 50 000 до 80 000 руб.

К сведению:

Максимальный размер штрафа не зависит от того, сколько рабочих мест не прошли СОУТ. Роструд в Письме от 28.11.2016 № ПГ/31983-03-3 уточнил: если работодатель привлекается к административному наказанию в виде штрафа по ч. 3, 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, он несет ответственность за каждое установленное нарушение. В то же время, если к работодателю применяется административное наказание в виде штрафа по ч. 1, 2 названной статьи, ответственность работодателя не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены.

СОУТ должна быть проведена в отношении всех рабочих мест независимо от степени вредности условий труда на них, в том числе для офисных сотрудников.

Отметим, что результаты спецоценки условий труда могут повлиять на размер страховых взносов, уплачиваемых в ПФР, в том случае, если профессия работника дает ему право на досрочную пенсию. При этом дополнительный тариф зависит от класса условий труда, установленного по результатам СОУТ: для опасного класса дополнительный тариф составляет 8 %, для вредного – от 7 до 7 %, для допустимого или оптимального – 0 % (п. 3 ст. 428 НК РФ).

К сведению:

СОУТ не проводится в отношении рабочих мест надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися ИП (п. 3 ст. 3 Федерального закона № 426-ФЗ).

В отношении рабочих мест, которые признаются аналогичными, достаточно провести СОУТ 20 % таких рабочих мест (но не менее двух). На остальные рабочие места результаты спецоценки будут распространяться автоматически.

К сведению:

Если рабочие места находятся в арендованном офисе, СОУТ проводится в общем порядке.

Для проведения СОУТ работодатель создает комиссию, которая утверждает перечень рабочих мест для оценки, и выбирает организацию из реестра, размещенного на сайте Минтруда (http://akot.rosmintrud.ru/sout/organizations). С этой организацией необходимо будет подписать договор. Эксперты нанятой организации исследуют условия труда на рабочих местах, приведенных в перечне, и готовят отчет.

К сведению:

Методика проведения специальной оценки условий труда (далее – Методика), классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, а также форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению утверждены Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н.

По результатам СОУТ привлеченная организация составляет отчет о ее проведении, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Датой завершения специальной оценки условий труда следует считать дату утверждения отчета (Письмо Минтруда РФ от 13.03.2014 № 17-3/В-113).

Работников знакомят с результатами СОУТ, а в ГИТ направляют декларацию по рабочим местам, условия труда на которых не признаны вредными. Подача декларации в ГИТ – это обязанность работодателя, установленная в ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 426-ФЗ.

К сведению:

Форма и порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда утверждены Приказом Минтруда РФ от 07.02.2014 № 80н (действует в редакции от 14.11.2016). Рекомендации по заполнению формы декларации приведены в Письме Минтруда РФ от 23.06.2014 № 15-1/В-724.

Результаты СОУТ действуют пять лет.

Вместе с тем для рабочих мест, включенных в декларацию соответствия условий труда нормативам, проведение повторной СОУТ не предусмотрено. Провести спецоценку условий труда придется только в том случае, если произойдет несчастный случай на производстве (будет выявлено профессиональное заболевание или трудовая инспекция не найдет нарушения охраны труда).

К сведению:

В Апелляционном определении от 28.08.2018 по делу № 33-134/2018 Суд Ненецкого автономного округа пришел к выводу, что уменьшение числа вредных факторов на рабочем месте не дает права снизить надбавку к зарплате «за вредность». В рассматриваемом деле работодатель уменьшил более чем в пять раз соответствующую надбавку работнику после проведения СОУТ. В обоснование он указал, что был устранен ряд вредных факторов. Однако класс условий труда остался прежним. При вынесении решения суд отметил, что нельзя уменьшать гарантии и компенсации работнику, если не снизился итоговый класс условий труда. Наличие одного вредного фактора вместо нескольких еще не говорит о том, что условия труда на рабочем месте стали лучше.

Аналогичные выводы содержатся в Апелляционном определении Суда Ненецкого автономного округа от 13.03.2018 по делу № 33-38/2018.

Результаты спецоценки условий труда, которую фирма осуществила до 31.12.2018, надо будет отразить в таблице 5 «Сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года» расчета по форме 4-ФСС[1] за I квартал 2019 года.

Далее эти данные будут нужны для расчета коэффициента специальной оценки условий труда. Этот коэффициент будет использован при расчете скидки к тарифу страховых взносов на 2020 год (заявление о предоставлении скидки следует подать до 1 ноября 2019 года[2]).

К сведению:

При исчислении налога на прибыль расходы на проведение СОУТ можно учесть в составе прочих расходов (при соблюдении требований п. 1 ст. 252 НК РФ) на дату составления акта, подтверждающего оказание услуг (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Вместе с тем, по мнению Минфина, учесть расходы на проведение спецоценки условий труда при УСНО нельзя (Письмо от 30.06.2014 № 03-11-09/31528).

Надо ли проводить СОУТ, если в организации числится только директор, а заработная плата не начисляется? Работодатель должен исполнять обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о спецоценке условий труда (ст. 22 ТК РФ). Также на основании ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 426-ФЗ он обязан обеспечить проведение СОУТ.

Из приведенных норм видно, что для организации, в штате которой отсутствуют наемные работники, кроме директора, исключений не предусмотрено. Следовательно, необходимо провести СОУТ в отношении рабочего места директора.

Что делать, если работодатель переезжает из одного офиса в другой? Вопросу проведения внеплановой СОУТ при перемещении рабочего места посвящено Письмо Минтруда РФ от 23.01.2017 № 15-1/ООГ-169.

Специалисты ведомства указали, что в данной ситуации работодатель заново организует рабочее место и вводит его в эксплуатацию в новом помещении, то есть вводит в эксплуатацию новое рабочее место. Под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодателем в новом помещении не осуществлялся.

К сведению:

Согласно ст. 17 Федерального закона № 426-ФЗ внеплановая СОУТ должна быть проведена в течение 12 месяцев со дня ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.

Надо ли проводить внеплановую СОУТ при перемещении рабочих мест? В Письме от 02.11.2017 № 15-1/ООГ-2982 Минтруд разъяснил, что в случае перемещения рабочих мест из одного помещения в другое работодатель заново их организует и вводит в эксплуатацию в новом помещении, то есть вводит в эксплуатацию новые рабочие места. При этом под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодателем в новом помещении не осуществлялся.

Надо ли проводить спецоценку условий труда в отношении временных рабочих мест (созданных на срок менее 12 месяцев)? Минтруд в Письме от 28.08.2017 № 15-1/ООГ-2410 обратил внимание на следующее. В соответствии со ст. 212 ТК РФ проведение специальной оценки условий труда является обязанностью работодателя.

На рабочих местах работников, отличных от указанных в ст. 3 Федерального закона № 426-ФЗ (надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися ИП), СОУТ проводится в обязательном порядке в соответствии с требованиями Федерального закона № 426-ФЗ и Методики. Учитывая нормы действующего законодательства, Минтруд пришел к выводу, что СОУТ на временных или сезонных рабочих местах может быть проведена в период осуществления на них производственной деятельности.

Ранее в Письме Минтруда РФ от 07.06.2017 № 15-1/ООГ-1568 было обращено внимание на норму п. 15 Методики, согласно которой вести все исследования и измерения в рамках СОУТ следует в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов.

Надо ли проводить СОУТ в случае, когда после введения нового штатного расписания произошли переименование должностей, структурных подразделений, перевод должностей из одного подразделения в другое, образование новых структурных подразделений, должностей? В статье 17 Федерального закона № 426-ФЗ определены случаи проведения внеплановой специальной оценки условий труда, к которым, в частности, относится ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест. Случаи переименования должностей, структурных подразделений или перевода должностей из одного подразделения в другое в данном перечне не поименованы. Не надо проводить СОУТ и при переводе должностей из одного подразделения в другое, если при этом не происходит перемещение рабочего места. Однако при организации и вводе в эксплуатацию новых рабочих мест провести спецоценку условий труда на них необходимо.

Как учесть параметры световой среды в целях определения классов (подклассов) условий труда рабочих профессий при проведении СОУТ? Разъяснения по данному вопросу представлены в Письме Минтруда РФ от 08.10.2018 № 15-1/ООГ-2459. Специалисты ведомства указали, что в качестве основного параметра световой среды выбрана освещенность рабочей поверхности, величина которой формируется как совокупность воздействия всех источников освещения, в том числе естественного. В этом случае отдельное нормирование показателя естественной освещенности при проведении СОУТ является избыточным и Методикой не исследуется. Отсутствие освещения или недостаточная освещенность рабочих мест работников рабочих профессий в производственном помещении является нарушением требований санитарных правил к эксплуатации производственных помещений и в этой связи не может рассматриваться при проведении СОУТ как источник вредных производственных факторов, непосредственно связанных с производственным (технологическим) процессом, как того требует Методика.

К сведению:

Нормы экономически развитых стран по освещенности устанавливают запрет на пульсацию освещенности, наличие которой свидетельствует либо о неисправности источника света, либо о применении люминесцентных ламп, которые могут быть заменены, например, на лампы накаливания или светодиодные лампы, не обладающие эффектом пульсации. Ввиду отсутствия данных о профессиональных заболеваниях, обусловленных пульсацией освещенности, указанный параметр световой среды Методикой не исследуется. 


[1] Приказ ФСС РФ от 26.09.2016 № 381 «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения».

[2] Постановление Правительства РФ от 30.05.2012 № 524 «Об утверждении Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».