Автор: Ермошина Е. Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Недавно законодатели внесли ряд поправок в обе части Налогового кодекса. В данном материале хотим ознакомить читателей с теми из них, которые могут коснуться крымских унитарных предприятий. В консультации будут упоминаться федеральные законы от 03.08.2018 № 297-ФЗ (далее – Закон № 297-ФЗ), 300-ФЗ (далее – Закон № 300-ФЗ), 302-ФЗ (далее – Закон № 302-ФЗ), 303-ФЗ (далее – Закон № 303-ФЗ).

Налог на добавленную стоимость

Изменится ставка налога

C 01.01.2019 общая ставка НДС, указанная в п. 3 ст. 164 НК РФ, с 18% увеличится до 20%. Изменения внесены Законом № 303-ФЗ.

Ставка 20% будет применяться в отношении товаров (работ, услуг, имущественных прав), отгруженных (выполненных, оказанных, переданных) начиная с 01.01.2019 (п. 4 ст. 5 указанного закона).

Уточнен порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий

Действующей редакцией абз. 2, 3 п. 2 ст. 154 НК РФ предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Суммы указанных субсидий в связи с применением названных цен или льгот при определении налоговой базы не учитываются.

Оба этих абзаца, согласно Закону № 303-ФЗ, после слова «льгот» будут дополнены словами «(в том числе скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета налога)». Распространяться это изменение будет на правоотношения, возникшие с 01.01.2018 (п. 6 ст. 5 Закона № 303-ФЗ).

Особенности отражения субъектами естественных монополий «входного» НДС по товарам, работам, услугам, приобретенным за счет бюджетных инвестиций

Перед тем как пояснить, что нового появилось по этому вопросу, обратимся к его истории.

По общему правилу, изложенному в п. 1 ст. 170 НК РФ, суммы «входного» НДС не отражаются в расходах при исчислении налога на прибыль, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 и 2.1 данной статьи.

Пункт 2.1 появился в ст. 170 НК РФ с 01.01.2018 благодаря Федеральному закону от 27.11.2017 № 335-ФЗ (далее – Закон № 335-ФЗ). В этом пункте говорится, что в случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе ОС и НМА, имущественных прав, за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов, суммы «входного» НДС вычету не подлежат.

Когда субсидии и (или) бюджетные инвестиции получены налогоплательщиком на возмещение уже понесенных затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав, следует руководствоваться пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, в который также с 01.01.2018 внесены изменения Законом № 335-ФЗ. Согласно абз. 1 этой нормы суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком в порядке, предусмотренном НК РФ, подлежат восстановлению в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством РФ из бюджетов субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат (подробнее об этом можно прочесть в консультации Ю. А. Белецкой «Особенности учета НДС при получении бюджетных субсидий и бюджетных инвестиций»).

Итак, для всех налогоплательщиков положения п. 1, 2.1, пп. 6 п. 3 НК РФ (в редакции Закона № 335-ФЗ), «новые правила», должны были применяться с 01.01.2018, а для субъектов естественных монополий – с 01.01.2019. Указанное исключение для естественных монополий было предусмотрено ч. 5.1 ст. 9 Закона № 335-ФЗ, которая благодаря ст. 3 Закона № 303-ФЗ признана утратившей силу.

При этом ст. 4 Закона № 303-ФЗ установлено, что положения п. 1 и пп. 6 п. 3 НК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона № 335-ФЗ), «старые правила», применяются в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных организациями – субъектами естественных монополий за счет бюджетных инвестиций, полученных до 31.12.2018 включительно из бюджетов бюджетной системы РФ.

То есть раньше для субъектов естественных монополий было предусмотрено, что «новые правила» действуют с 01.01.2019, а в нынешней формулировке говорится, что «старые правила» действуют до 31.12.2018. На первый взгляд, ничего не поменялось. Однако это не так.

Предположим, бюджетные инвестиции получены в конце декабря 2018 года, а расходоваться они будут в январе 2019 года. В таком случае действуют «старые» правила.

Кроме того, положения п. 1 и пп. 6 п. 3 НК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона № 335-ФЗ), применяются в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных:

  • налогоплательщиками – сельскохозяйственными товаропроизводителями за счет субсидий, полученных до 31.12.2018 включительно из бюджетов бюджетной системы РФ;

  • организациями-производителями за счет субсидий, полученных до 31.12.2018 включительно из федерального бюджета на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении колесных транспортных средств;

  • организациями-концессионерами, реализующими проекты по строительству (реконструкции) автомобильных дорог (участков автомобильных дорог и (или) искусственных дорожных сооружений), за счет бюджетных инвестиций, полученных до 31.12.2018 включительно из бюджетов субъектов РФ на основании концессионных соглашений, заключенных до 01.01.2018.

Установлен порядок исчисления НДС с предоплаты в счет передачи имущественных прав

Напомним, что при передаче имущественных прав налоговая база определяется в соответствии с положениями ст. 155 НК РФ как разница между стоимостью, по которой передаются имущественные права, с учетом налога и расходами на приобретение указанных прав. При этом Налоговым кодексом не предусмотрен порядок определения суммы НДС при получении предоплаты, частичной оплаты в счет передачи имущественных прав.

Минфин полагает, что при получении предоплаты (частичной оплаты) по договору уступки имущественных прав НДС должен исчисляться по расчетной ставке 18/118 исходя из полной суммы полученной оплаты. В то же время вычеты сумм «авансового» НДС по предстоящей передаче имущественных прав нормами НК РФ не предусмотрены. Указанные суммы к вычету при исчислении суммы налога, которую нужно уплатить в бюджет, не принимаются и подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ (см. Письмо от 30.03.2015 № 03-07-15/17428).

Многие налогоплательщики с такой позицией финансового ведомства не соглашались, аргументируя свое мнение тем, что при передаче имущественных прав действуют специальные правила определения момента налоговой базы (п. 8 ст. 167 НК РФ). Поэтому не надо применять здесь общие правила п. 1 ст. 167 НК РФ, согласно которым налоговая база определяется на день предоплаты и на день отгрузки. То есть существовало мнение, отличное от минфиновского, что начислять НДС с предоплаты в счет передачи имущественных прав вообще не нужно. Если НДС с аванса все же начислен, его можно принять к вычету с даты передачи имущественного права покупателю. Это следует из п. 8 ст. 172 НК РФ.

С 01.10.2018 спорный вопрос будет урегулирован.

Законом № 302-ФЗ внесены поправки в п. 1 ст. 154, п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ, устанавливающие порядок исчисления сумм НДС при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящей передачи имущественных прав, а также принятии этих сумм к вычету.

Согласно этому закону п. 1 ст. 154 НК РФ дополнен абз. 7, где говорится, что при получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящей передачи имущественных прав в случаях, предусмотренных абз. 2 п. 1 и п. 2 – 4 ст. 155 НК РФ, налоговая база определяется как разница между суммой оплаты, частичной оплаты, полученной налогоплательщиком в счет предстоящей передачи имущественных прав, и суммой расходов на приобретение указанных прав (размера денежного требования, в том числе будущего), определяемой исходя из доли оплаты, частичной оплаты в стоимости, по которой передаются имущественные права.

В пункте 8 ст. 171 НК РФ фраза «Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг)» дополнена словами «имущественных прав».

Кроме того, в п. 6 ст. 172 НК РФ появился новый абзац следующего содержания: вычеты сумм налога, исчисленных с оплаты, частичной оплаты в счет предстоящей передачи имущественных прав в случаях, предусмотренных абз. 2 п. 1 и п. 2 – 4 ст. 155 НК РФ, производятся с даты передачи имущественных прав в размере налога, исчисленного в соответствии с абз. 7 п. 1 ст. 154 НК РФ.

Иными словами, с 01.10.2018 при получении предоплаты, частичной оплаты в счет передачи имущественных прав следует исчислить НДС, но не со всей суммы предоплаты, а с разницы между полученной предоплатой и расходами на приобретение уступаемых прав. Сумма расходов определяется пропорционально доле предоплаты. При передаче имущественных прав НДС, уплаченный с предоплаты, можно будет принять к вычету.

Камеральная налоговая проверка декларации по НДС

По общему правилу п. 2 ст. 88 НК РФ срок проведения камеральной проверки – три месяца со дня представления налоговой декларации.

Закон № 302-ФЗ дополняет этот пункт новым абзацем, согласно которому камеральная проверка на основе декларации по НДС, документов, представленных в налоговый орган, других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, проводится в течение двух месяцев со дня представления такой декларации.

Если до окончания камеральной проверки декларации по НДС налоговым органом установлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о продлении срока проведения камеральной проверки (до трех месяцев со дня представления декларации по НДС).

Положения п. 2 ст. 88 НК РФ в новой редакции применяются в отношении камеральных проверок, проводимых на основе деклараций по НДС, представленных в налоговые органы после дня вступления в силу Закона № 302-ФЗ, то есть после 03.09.2018.

Снижение минимальной совокупной суммы уплачиваемых налогов в целях применения заявительного порядка возмещения НДС

Согласно п. 1 ст. 176.1 НК РФ заявительный порядок возмещения НДС представляет собой осуществление зачета (возврата) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения камеральной проверки.

Право на применение заявительного порядка возмещения налога имеют налогоплательщики-организации, у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, уплаченная за три календарных года, предшествующие году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка возмещения налога, составляет не менее 7 млрд руб.

В соответствии с изменениями, внесенными Законом № 302-ФЗ, с 01.10.2018 минимальная совокупная сумма уплачиваемых налогов уменьшена с 7 до 2 млрд руб.

Страховые взносы

Изменение тарифов страховых взносов

Согласно Закону № 303-ФЗ внесены следующие изменения в гл. 34 НК РФ, которые начнут действовать с 01.01.2019.

С этой даты утрачивает силу ст. 426 НК РФ, которой установлены тарифы страховых взносов на 2017 – 2020 годы. В частности, взносы на обязательное пенсионное страхование в этот период составляют 22% (в рамках установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на ОПС) и 10% (свыше установленной предельной величины).

Зато с 01.01.2019 эти ставки будут закреплены в пп. 1 п. 2 ст. 425 НК РФ.

Это означает, что страховой взнос в размере 22% с указанной даты установлен на постоянной основе без ограничения по срокам (редакцией гл. 34 НК РФ, действующей на сегодняшний момент, установлено, что с 2021 года тариф равен 26%).

Налог на имущество

С 01.01.2019 в гл. 30 НК РФ благодаря Закону № 302-ФЗ вносятся следующие изменения.

Из объектов обложения налогом на имущество исключат движимое имущество.

Пункт 1 ст. 376 НК РФ будет изложен в новой редакции, согласно которой налоговая база определяется отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества, а также в отношении имущества, входящего в состав единой системы газоснабжения.

В новой редакции представлен и абз. 1 п. 1 ст. 386 НК РФ: налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав единой системы газоснабжения, если иное не предусмотрено данным пунктом, расчеты по авансовым платежам по налогу и декларацию по налогу.

Налоги и страховые взносы для участников СЭЗ

Законом № 297-ФЗ внесены изменения, касающиеся предприятий со статусом участников СЭЗ. Суть заключается в том, что в случае расторжения договора об условиях деятельности в СЭЗ по решению суда необходимо осуществить пересчет сумм налогов и страховых взносов (подробнее об этом читайте в консультациях «Участникам СЭЗ о налоге на имущество», «Участникам СЭЗ о налоге на прибыль», «Участникам СЭЗ о страховых взносах»). Изменения будут применяться с 01.01.2019.

Заметим: когда указанный закон находился еще на стадии законопроекта, предполагалось, что восстановление налогов должно осуществляться в случае расторжения договора об условиях деятельности в СЭЗ по основаниям, предусмотренным Законом № 377-ФЗ (а не только по решению суда, как в окончательном варианте). Кроме того, предполагалась норма, обязывающая уплатить пени, начисляя их со дня уплаты соответствующего налога, исчисленного без применения пониженных ставок, за весь период реализации инвестиционного проекта в СЭЗ.

Закон № 297-ФЗ не содержит положений, обязывающих налогоплательщиков платить пени в случае расторжения договора об условиях деятельности в СЭЗ по решению суда, а в отношении страховых взносов вообще прямо сказано, что их сумма подлежит восстановлению и уплате без соответствующих пеней.