18.07.2018

ссылка на статью: бухвести.рф/107697

В деятельности организации образуются самые различные отходы, например, разбитые ртутные лампы или пришедшая в негодность компьютерная техника. Обязана ли организация платить НДС в случае передачи права собственности на отходы при заключении договоров на транспортировку, утилизацию, обезвреживание и захоронение отходов (имеется в виду отказ заказчика от полученных продуктов переработки при передаче отходов на обезвреживание и пр.)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Передача права собственности на возвратные отходы (возмездная или безвозмездная) признается объектом налогообложения НДС.
В зависимости от вида отходов организации необходимо уплачивать НДС или нет.

Обоснование позиции:
Объектом налогообложения НДС признается реализация на территории РФ, в частности, товаров на возмездной и безвозмездной основе (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Закрытый перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения НДС, установлен п. 2 ст. 146 НК РФ.
Операции по реализации отходов в п. 2 ст. 146 НК РФ и в п. 3 ст. 39 НК РФ (пп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ) не поименованы.
Напомним, что реализацией для целей налогообложения признается передача права собственности на товары на возмездной или безвозмездной основе (п. 1 ст. 39 НК РФ).
При этом товаром является любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ). В свою очередь, под имуществом понимаются, в частности, движимые вещи (п. 2 ст. 38 НК РФ, ст.ст. 128, 130 ГК РФ), к которым можно отнести и отходы производства.
То есть из прямого прочтения приведенных норм НК РФ можно сделать вывод, что передача права собственности на отходы производства для их утилизации признается объектом налогообложения НДС. Подтверждает данный вывод и упоминание некоторых отходов, реализация которых освобождена от налогообложения, в ст. 149 НК РФ, где поименованы операции, признаваемые объектом налогообложения, но не облагаемые НДС.
Так, не облагается НДС:
- реализация макулатуры - бумажных и картонных отходов производства и потребления, отбракованных и вышедших из употребления бумаги, картона, типографских изделий, деловых бумаг, в том числе документов с истекшим сроком хранения (пп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ);
- реализация лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа, промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы (пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Как видим, реализация, в частности, макулатуры и отходов драгметаллов хоть и являются объектом налогообложения, но законодатель установил освобождение этих операций от налогообложения.
Кроме того, с 1 января 2018 года утратила силу норма пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ), в соответствии с которой не подлежали налогообложению операции по реализации лома и отходов черных и цветных металлов. При этом введена также норма п. 8 ст. 161 НК РФ (устанавливающая институт налогового агентировании при реализации лома и отходов черных и цветных металлов).
То есть 01.01.2018 реализация лома и отходов черных и цветных металлов облагается НДС. Только обязанность по уплате НДС с этой реализации возложена на покупателя этого лома и отходов.
Таким образом, исходя из приведенных норм НК РФ, следует, что передача права собственности на отходы производства на возмездной или безвозмездной основе признается объектом налогообложения НДС.
В то же время в постановлении АС Московского округа от 10.12.2014 N Ф05-14321/14 по делу N А41-59418/2013 суд указал, что передача налогоплательщиком готовой продукции (мясной) на утилизацию в связи с невозможностью её использования для реализации по истечении сроков годности не признается объектом налогообложения НДС. В данном случае налоговый орган настаивал на начислении НДС на безвозмездную передачу права собственности на упомянутые отходы.
Схожий вывод суда представлен и в постановлении Шестнадцатого ААС от 23.08.2011 N 16АП-1963/11 (постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 07.12.2011 N Ф08-7540/11 по делу N А63-852/2011 оставлено без изменения), где суд указал, что в соответствии со ст. 146 НК РФ операции по передаче отходов на утилизацию не являются объектом налогообложения по НДС. На этом основании налогоплательщику было отказано в принятии к вычету НДС по услугам утилизации. В данном случае налоговый орган настаивал на том, что передача отходов на утилизацию объектом налогообложения НДС не является.
Заметим, что каких-либо иных примеров судебной практики с аналогичной или противоположной позицией по заданному вопросу нам не встретилось. Поэтому в данном случае нельзя сказать, что по рассматриваемому вопросу сложилась обширная арбитражная практика с какой-либо устоявшейся позицией. Разъяснений уполномоченных органов по данному вопросу нам обнаружить не удалось.
Поэтому в рассматриваемой ситуации организации необходимо принять самостоятельное решение, какой позицией руководствоваться.
Рекомендуем организации также воспользоваться правом налогоплательщика и обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту своего учета за персональными письменными разъяснениями по указанному вопросу (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ). При возникновении спора наличие персональных письменных разъяснений финансового ведомства или налоговых органов исключает вину лица в совершении налогового правонарушения на основании пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ.
Если организация примет решение не облагать НДС операции по передаче отходов на утилизацию, то в качестве дополнительного косвенного аргумента в пользу этой позиции приведем следующий вывод Пленума ВАС РФ, изложенный в п. 12 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33, где сказано, что не может рассматриваться в качестве операции, формирующей самостоятельный объект налогообложения, распространение рекламных материалов, являющееся частью деятельности налогоплательщика по продвижению на рынке производимых и (или) реализуемых им товаров (работ, услуг) в целях увеличения объема продаж, если эти рекламные материалы не отвечают признакам товара, то есть имущества, предназначенного для реализации в собственном качестве.
Из чего можно сделать вывод, что товаром в целях НК РФ является имущество, предназначенное для реализации в собственном качестве (смотрите постановление Пятнадцатого ААС от 04.09.2015 N 15АП-4261/15).
По нашему мнению, в собственном качестве как товар не могут реализовываться так называемые безвозвратные отходы, определение которым дано в п. 27 Основных положений по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях, утвержденных ЦСУ СССР, Госпланом СССР, Госкомцен СССР и Минфином СССР 20.07.1970 N АБ-21-Д). К ним относят отходы, которые не могут быть использованы при данном состоянии техники, и технологические потери: угары, усушка, улетучивание и т.п. При этом безвозвратные отходы оценке не подлежат.
На наш взгляд к таковым можно отнести, например, разбитые ртутные лампы или что-то похожее. Полагаем, что передача таких отходов на утилизацию не облагается НДС ввиду отсутствия возможности использования этих отходов каким-либо образом, кроме как обезвредить и захоронить (в собственном качестве как товар они не могут рассматриваться).
Возвратными, используемыми в производстве, считаются отходы, которые могут быть потреблены самим предприятием для изготовления продукции основного или вспомогательного производства. Возвратными, не используемыми в производстве считаются отходы, которые могут быть потреблены самим предприятием лишь в качестве материалов или реализованы на сторону.
В соответствии с п. 111 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н, отходы, образующиеся в подразделениях организации, должны собираться в установленном порядке и сдаваться на склады по сдаточным накладным с указанием их наименования и количества. Стоимость отходов определяется организацией исходя из сложившихся цен на лом, утиль, ветошь и т.п. (то есть по цене возможного использования или продажи).
К возвратным отходам, на наш взгляд, могут относиться изделия из черных и цветных металлов, техника (в том числе компьютерная) и приборы, содержащие драгметаллы, макулатура и иные подобные вещи.
По нашему мнению возвратные отходы могут быть реализованы в качестве вторсырья, то есть товара в целях главы 21 НК РФ, так как эти отходы имеют хоть какие-то потребительские свойства.
При продаже возвратных отходов налоговая база определяется исходя из договорной цены этих отходов без НДС (п. 1 ст. 154, абзац 3 п. 1, п. 3 ст. 105.3 НК РФ).
При безвозмездной передаче возвратных отходов налоговая база определяется исходя из рыночных цен (цены возможной реализации) на эти отходы без НДС (п. 2 ст. 154, ст. 105.3 НК РФ).
При этом как возмездная, так и безвозмездная передача макулатуры не облагается НДС на основании пп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ. Эта норма будет действовать до 31 декабря 2018 года включительно (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 02.06.2016 N 174-ФЗ). Отказаться от освобождения таких операций от налогообложения налогоплательщик не может (п. 5 ст. 149 НК РФ, письмо Минфина России от 04.10.2016 N 03-07-14/57637).
Если продается или безвозмездно передается лом и отходы черных и цветных металлов организации или физическому лицу, являющемуся индивидуальным предпринимателем (ИП), то НДС по этой операции уплачивает покупатель (получатель) (п. 8 ст. 161 НК РФ, письмо Минфина России от 19.01.2018 N 03-07-11/2791). Если покупателем или получателем является физическое лицо, не являющееся ИП, то организация самостоятельно должна исчислить и уплатить в бюджет НДС (п. 3.1 ст. 166 НК РФ).
В отношении реализации (передачи) на утилизацию компьютерной техники отметим следующее.
Поскольку практически вся оргтехника содержит в своем составе драгметаллы, то организации необходимо также учитывать положения Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Закон N 41-ФЗ).
Организация обязана вести учет драгоценных металлов, содержащихся в оргтехнике, начиная от момента ее приобретения до момента списания и отражать эти данные во всех первичных документах, сопровождающих движение оргтехники, и карточках учета активов (п.п. 1.1, 2 ст. 20 Закона N 41-ФЗ, п.п. 2, 6, 9, 9.1 Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731, п.п. 3, 5, 8, 11, 14, 22 Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 09.12.2016 N 231н.
Если организация не занимается производством драгметаллов, не имеет возможности производить обработку (переработку) лома и отходов драгоценных металлов, то она обязана собранный лом и отходы драгоценных металлов направить в аффинажные организации для аффинажа драгоценных металлов или в другие организации для обработки (переработки) в целях последующего аффинажа драгоценных металлов аффинажными организациями либо реализовать аффинажным организациям для последующего аффинажа драгоценных металлов или другим организациям для обработки (переработки) и последующих направления или реализации в аффинажные организации для аффинажа драгоценных металлов.
Просто списать оргтехнику, содержащую драгоценные металлы, и отправить ее на полигон для хранения твердых бытовых отходов нельзя, предварительно надо извлечь из нее драгметаллы (п. 1.1 ст. 20 Закона N 41-ФЗ).
Таким образом, организация может либо заключить договор со специализированными организациями на выполнение работ по обработке лома и отходов в виде оргтехники или ее запасных частей, содержащих драгметаллы, с последующим аффинажем драгоценных металлов и последующим оприходованием этих металлов к себе на учет (п. 3 ст. 20 Закона N 41-ФЗ), либо продать указанным специализированным организациям оргтехнику или ее отдельные запасные части, содержащие драгоценные металлы.
Обратите внимание, что в Законе N 41-ФЗ не упомянута возможность безвозмездной передачи драгметаллов переработчику или аффинажной организации*(1).
Так или иначе, реализация или безвозмездная передача техники, содержащей драгметаллы, или ее запчастей, для целей извлечения драгметаллов не облагается НДС на основании пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ (более подробно о применении данной нормы смотрите в материале, представленном в конце ответа*(2).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

28 июня 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Вопрос: Организация списывает с баланса в связи с износом транспортное средство, которое числилось в составе основных средств (далее - ТС). Данное ТС на момент списания полностью самортизировано. Организация заключает договор на утилизацию транспортного средства для получения свидетельства об утилизации и дальнейшего предъявления в ГИБДД для снятия с учета транспортных средств. Из договора на утилизацию следует, что исполнитель самостоятельно занимается переработкой металлолома и извлечением драгоценных металлов. Необходимо ли приходовать лом, содержащий драгметаллы, при списании транспортного средства? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2018 г.)
*(2) Вопрос: В главу 21 НК РФ были внесены изменения в части реализации лома (с 01.01.2018 подлежит налогообложению). Освобождается ли от налогообложения в соответствии с пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ реализация лома, содержащего драгоценные металлы (продажа, в частности, подлежащего списанию оборудования и прочих товарно-материальных ценностей, содержащих драгоценные металлы, если покупателем не выступают банк и прочие организации)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2018 г.);
- Вопрос: Бюджетное учреждение реализует серебросодержащие отходы от рентгенпленки ИП, имеющему лицензию на сбор, использование, обезвреживание и размещение таких отходов. Необходимо ли начислять и перечислять НДС с 01.01.2018? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2018 г.)
- Вопрос: Организация заключила со специализированной (не аффинажной) организацией, имеющей лицензию, договор на утилизацию компьютеров и другой оргтехники. Оргтехника передается безвозмездно, в неразобранном виде. На данную оргтехнику организация не имеет документов, содержащих сведения о содержании (отсутствии) драгоценных металлов в ней. Каков порядок учета драгоценных и цветных металлов в списываемой компьютерной технике и оргтехнике, стоимость которой не превышает 40 тыс. руб.? Каков порядок утилизации компьютеров и оргтехники, если в их составе имеются драгоценные и цветные металлы? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2018 г.)
- Вопрос: Организация (юридическое лицо) имеет на балансе устаревшую оргтехнику (компьютеры, мониторы, системные блоки, принтеры), по некоторым объектам срок амортизации истек, по некоторым еще не истек (гарантийный срок истек). Каков порядок документального оформления списания оргтехники, в частности в связи с наличием драгоценных металлов? Требуется ли обязательная специальная утилизация и переработка компьютерной техники (оргтехники)? Если да, то какая ответственность предусмотрена за невыполнение и кто из государственных органов это будет проверять? Каким образом утилизировать эту компьютерную технику? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2017 г.)